XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексические средства выражения речевой агрессии в современных СМИ (на материале владимирских печатных изданий)

Софья Максимовна Крымская
Докладчик
студент 3 курса
Владимирский государственный университет

ауд. 201
2018-04-16
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлена классификация лексических средств выражения речевой агрессии. В ходе анализа печатных периодических изданий Владимирской области выявлены примеры различных типов лексических средств выражения речевой агрессии, а также частотность употребления данных типов по отношению друг к другу.

Тезисы

Современная публичная коммуникация стремится реализовать стратегию близости к адресату СМИ, в результате чего границы между официальным и неофициальным общением размываются и в печатных СМИ появляются сниженные, грубо просторечные, жаргонные и бранные единицы, которые относятся к лексическим средствам выражения речевой агрессии.
Многие ученые изучали феномен речевой агрессии, но анализа лексических средств ее выражения во владимирских СМИ сделано не было. Источником нашего исследования мы выбрали выпуски печатных изданий Владимирской области за период с мая 2016 года по октябрь 2017 года включительно («Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Хронометр», «PRO Город», «Томикс» и другие). Методом сплошной выборки мы выделили, проанализировали и, пользуясь классификацией Н. Е. Петровой и Л. В. Рацибурской, сгруппировали найденные в них языковые явления. К лексическим средствам выражения речевой агрессии относятся:
1. Оценочная лексика. Слово журналюги в предложении Кто знал, что журналюги заинтересуются научной биографией преемника обладает семой недобросовестности и беспринципности и негативно настраивает адресатов по отношению к представителям называемой профессии.
2. Жаргонная лексика. Слово преподы из студенческого жаргона в предложении Студенты о 101 приколе преподов культивирует фамильярный стиль общения с установкой на пренебрежительное отношение к представителям называемой профессии.
3. Словообразовательные неологизмы. Предложение Вступительную рюмку хрена выпила сама губернатор, так открылся самый масштабный хренострадальческий фестиваль в России содержит лексическую единицу хренострадальческий, образованную от двух слов, одно из которых относится к обсценной лексике, и содержащую негативное значение безделья.
4. Агрессивные сравнения и метафоры. В предложении А когда я смотрю на сегодняшних агрессивных и отмороженных, то понимаю, что передо мной евнухи, способные озвучивать лишь то, что им позволят метафора евнухи, связанная с сексуальной сферой, усиливается, сочетаясь с оценочными лексемами агрессивный и отмороженный.
5. 
Иноязычная лексика. Транслитерированный англицизм прожекты в предложении Теперь же выясняется, что прожекты не подкреплены деньгами и расчетами имеет адаптированный вариант, привычный для массового читателя и не вызывающий кодовый конфликт в отличие от употребленного в представленном контексте.
Характеризуя проанализированные нами лексические средства речевой агрессии, мы можем сказать, что подавляющее большинство встреченных явлений этого типа приходится на оценочную лексику, реже всего употребляются адресантами словообразовательные неологизмы и агрессивные метафоры и сравнения.