XLVII Международная филологическая научная конференция

Лексические новации в когнитивном пространстве русского языка

Людмила Ивановна Богданова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

195
2018-03-19
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

новые слова; оценка; ценности; нравственные ориентиры; языковые лакуны; актуальные смыслы

Тезисы

Одна из наиболее важных задач современной когнитивной лингвистики – выявление семантических зон, феномены и отдельные характеристики которых не в полной мере вербализованы в русском языке. Решение данной задачи связано с определением функционального назначения новых слов, их способностью заполнять языковые лакуны, отражать изменение в общественном настроении и мироощущении. В ходе исследования этой проблемы рассматривается процесс активизации под влиянием СМИ новых лексико-фразеологических единиц терминологического характера (преимущественно заимствованных). Новые слова и значения используются для обозначения актуальных для современной жизни смыслов, среди которых особое место занимают такие, как интерес к будущему, потребность в долгосрочном планировании и поиске его инструментов (дорожная карта, мозговой штурм и др.), потребность в осмыслении понятия успешности / неуспешности (успешный, эффективный, востребованный, лузер, сбитый лётчик, хромая утка) и др. Обнаруживает себя потребность в осмыслении и разграничении естественного, настоящего, подлинного, с одной стороны, и искусственного, ложного, фальшивого, с другой стороны (фейк, фанера, реплика и др.). Симптоматичным является изменение оценки у ряда слов (карьерист, амбициозный, честолюбивый, агрессивный и др.). Проведённый анализ позволяет говорить о состоянии неустойчивого равновесия между познавательным и оценочным компонентами значений рассматриваемых номинаций. Работа в данном направлении выводит на изучение таких актуальных вопросов, как формирование ассоциативного потенциала слов, национально-культурная специфика ассоциативного /оценочного компонента, способы его лексикографического представления, декодирование ценностных установок говорящего, выявление манипулятивных средств и приёмов воздействия на адресата.