XLVII Международная филологическая научная конференция

Апология жертвоприношения: «ветхозаветная» история в пьесе братьев Пресняковых «Перед потопом»

Татьяна Юрьевна Кудрявцева
Докладчик
старший преподаватель
Воронежский государственный технический университет
Сергей Алексеевич Ларин
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет

215-а
2018-03-26
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Пресняковы; «новая драма»; интертекстуальность; жертвоприношение; отцеубийство.

Тезисы

В создаваемой авторами «новой драмы» художественной реальности основной формой взаимодействия между персонажами и фактически единственно возможным способом самоутверждения и самовыражения личности является агрессия. Закономерно, что тема насилия, разрушения, деструкции становится одной из ключевых в произведениях многих современных драматургов и режиссеров, которые стремятся воссоздать особую модель мира, где человек оказывается жертвой. Подобные представления находят отражение и в творчестве братьев Пресняковых. Неслучайно такую популярность получила их пьеса «Изображая жертву».
В особом ракурсе тема жертвы и жертвоприношения представлена в пьесе Пресняковых «Перед потопом» (2008), впервые поставленной в 2010 г. на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. В отличие от других произведений драматургов, пьеса имеет четкую структуру и разделена на семь действий, причем все они сориентированы на финал, на основное событие, заявленное в заглавии.
Мотив жертвоприношения появляется в двух ключевых эпизодах пьесы. И в обоих случаях исполнение кровавого ритуала должно, казалось бы, существенным образом повлиять на судьбу всех персонажей – предотвратить катастрофические изменения в их жизни. Причем, согласно логике героев, убийство необходимо совершить тому, кто ближе всех жертве, кто больше всех ее любит. В пятом действии животные хотят принести в жертву слабого, беззащитного волчонка, чтобы предотвратить закрытие своего зоопарка. А в финале пьесы убийство совершает сын главного героя Йона (имя, недвусмысленно отсылающее к ветхозаветным историям Ноя и Ионы), которому было поручено собрать животных на «ковчеге», чтобы после «потопа» начать новую жизнь. Однако отцеубийство не помогает предотвратить предначертанное: избранником оказывается совсем другой персонаж – и идея вечного обновления жизни получает свою реализацию.