XLVII Международная филологическая научная конференция

Лексическая компетентность: Проблемы и перспективы использования возможностей Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании и тестировании коллокаций

Татьяна Юрьевна Репина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

25 ауд
2018-03-19
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

преподавание английского языка, лексический подход, коллокация, тестирование, Информационно-коммуникационные технологии
teaching English, lexical approach, collocation, testing, IT



Тезисы

Отличие начальных уровней языковой компетенции от продвинутых состоит, в частности, в умении правильно использовать лексический диапазон иностранного языка.  Для обеспечения «беглости» и «корректности» речи необходимо довести до автоматизма способность обучающегося применять коллокации, т.е. устойчивые по частоте совместной встречаемости и естественные для восприятия носителями языка словосочетания, в соответствующем контексте. Понимание значения лексической компетенции при оценке уровня владения иностранным языком служит основанием для анализа эффективности методик и упражнений на развитие навыка использования в речи устойчивых лексико-грамматических словосочетаний. В докладе рассмотрены содержание, форматы и типы упражнений существующих тренажеров и тестов, доступных для самостоятельной работы обучающихся, и проведено сравнение заданий, рекомендованных методистами и преподавателями, с теми, которым отдают предпочтение обучающиеся. Для анализа выбраны готовые комплексы упражнений и тестов из соответствующих разделов интерактивных рабочих тетрадей к учебно-методическим УМК по английскому языку, разработанные ведущими издательствами Cambridge University Press, Pearson, Macmillan, учебно-методические материалы, размещенные на сайтах Британского Совета, Cambridge English Assessment, а также в блогах преподавателей-практиков. Проведено сравнение с типовыми заданиями и критериями оценивания лексики в формате международных экзаменов. Особое внимание уделено обзору информационно-коммуникационных средств, инструментов системного программного обеспечения и онлайн сервисов, дающих возможность преподавателю иностранного языка самому создавать тренировочные упражнения и тесты для тренировки коллокаций и проверки сформированности речевых лексико-грамматических навыков.