XLVII Международная филологическая научная конференция

Лингвосемиотические особенности интерпретации знаков абстрактных объектов (на материале текста Чеслава Милоша "То")

Светлана Сергеевна Иванова
Докладчик
доцент
НИУ Московский государственный строительный университет

4-У
2018-03-19
16:10 - 16:35

Ключевые слова, аннотация

Языковой знак, интерпретация, семантика, иконизм, Чеслав Милош

Тезисы

1. Естественный (вербальный) язык представляет собой знаковую систему. Язык не столько отражает мир, сколько отображает, «преломляет» под определённым углом зрения, формируя картину мира. Её элементами становятся реалии физического и метафизического характера. Языковые знаки, репрезентирующие метафизические абстракции, представляют трудность для интерпретации, поскольку их референты существуют только в пространстве текстового мира. 2. Лингвосемиотический механизм интерпретации таких знаков мы покажем на примере  стихотворного текста Ч. Милоша (1911-2004, Czesław Miłosz) «То» (‘Это’). 3. Стихотворение «То» строится как попытка осмысления непостижимого метафизического начала, которое лирический герой ощущает в  своей душе, но не может выразить, – То (Żebym wreszcie mógł powiedzieć, co siedzi we mnie). 4. С точки зрения грамматики, То – указательное местоимение, которое в данном контексте субстантивируется и функционирует как имя собственного. Таким образом, грамматическая форма позволяет нам осмыслить эту абстракцию как вещную форму. 5. В тексте абстракция То входит в сравнительные обороты, сопоставляясь с реалиями объективного мира, например: TO jest jak kiedy syn króla wybiera się na miasto i widzi świat prawdziwy: nędzę, chorobę, starzenie się i śmierć.… Таким образом, мы если и не получаем окончательного представления о семантических границах знака То, то можем мыслить его как нечто подобное тому отчаянию, которое испытывает сын короля, столкнувшийся с нищетой и смертью. Отсюда, языковой знак То можно считать символико-иконическим. Иконический компонент возникает вследствие «визуализации» абстракции в тексте. 6. Итак, Ч. Милош, обращаясь к интерпретации знака абстрактной сущности, отчасти визуализирует её и проводит семантические границы для знака То