XLVII Международная филологическая научная конференция

Писатель как культурный миф: Л. Тик в зеркале немецкой художественной литературы

Татьяна Алексеевна Зотова
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

190
2018-03-24
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

немецкий романтизм, Тик, рецепция, культурный миф, массовая культура

Тезисы

Доклад посвящен рецепции немецкого романтика Л. Тика, ещё при жизни провозглашенного «королем романтизма», в немецкой художественной литературе. Тик как автор исследован крайне неравномерно и в целом не относится к числу самых читаемых немецких поэтов, однако при этом его образ постоянно фигурирует в массовой культуре – и интерес к нему не ослабевает. Текстов, героем которых становится Тик как писатель и публичная фигура, как минимум три: они издавались дважды в XIX веке – это роман О. фон Скепсгарда «Три предисловия, Розен и голем Тик» (1844), и новелла А. Цейзинга «Дорога домой мастера Тика» (1854), − и ещё раз совсем недавно, в популярном детективе «Лейб-медик» Р. Гюнтера (2002). Будучи рассмотренными в комплексе, все три текста прочитываются как попытка анализа и концептуализации образа Тика как «романтического автора вообще», при этом роман XXI в. оказывается в этом смысле не менее показательным, чем тексты современников писателя. В то время как авторов более ранних текстов можно отнести к романтическим эпигонам, находящимся в пределах этой эстетики, современный автор рассматривает Тика с позиции массовой культуры XX в. Ее штампы при этом причудливо переплетаются в тексте со вполне традиционными определениями научных исследований о Тике. Авторы этих текстов по-разному оценивают право Тика на "корону романтизма", однако факт, что этот вопрос решается в пространстве не научного, а художественного дискурса, свидетельствует о том, что Тик воспринимается как не только как программный автор, но и сложный феномен немецкой культуры и ее неотъемлемая часть.