XLVII Международная филологическая научная конференция

Романтическая критика о трактовке исторических персонажей

Екатерина Эдуардовна Овчарова
Докладчик
независимый исследователь

2-у
2018-03-21
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

романтическая критика, правда факта, правда искусства, Альфред де Виньи, Шарль Сент-Бев, Жюль Жанен, Петрюс Борель, Шарль Бодлер, "Мадам Потифар", мадам Помпадур, Людовик XV


Тезисы

Вопрос о соответствии правды факта и правды искусства всегда остается злободневным, но в современном литературоведении ему не уделяется много внимания. В данной статье изучение проблемы проводится на основе романтической критики 30-40-х гг. XIX в.  Статья А.  де Виньи «Размышления о правде в искусстве», представлявшая собой итог размышлений Виньи о соответствии правды факта и правды искусства вышла в 1829 г. Из текста статьи следует, употребляя терминологию современной философии истории, что история гораздо более обязана стремлению человечества к структурированию действительности, к созданию логического нарратива, чем к желанию установить истину. Тогда как можно требовать истинности суждений от авторов романов, если сами исторические воззрения порой представляют нагромождения домыслов? И совершенно обосновано здесь мнение поэта, что имена действующих лиц художественных произведений не имеют существенного значения, они - лишь иллюстрация к заключенной в них идее. Однако, такой взгляд не был общепринятым в романтической критике этого периода, достаточно часто она стремилась навязать единственно верный взгляд на описываемые  события. Подобный подход к интерпретации образов исторических персонажей встречается даже у Ш. Сент-Бева. Ж. Жанен, знаменитый критик, чье мнение, по признанию самого Сент-Бева, в 30-50 гг. подчас было самым весомым в парижской литературной жизни, в статье 1839 г. подверг остракизму П. Бореля, автора романа «Мадам Потифар», за несоответствие трактовок исторических персон в романе устоявшимся о них представлениям. Резкое выступление Жанена имело достаточно широкий резонанс. Таким образом, романтическая критика в вопросе о соотношении истины и искусства представляла целый спектр мнений, что не могло не сказаться на развитии литературного процесса.