XLVII Международная филологическая научная конференция

Традиции и новаторство в образной системе эпопеи Ф.-Р. де Шатобриана "Начезы"

Анна Валентиновна Попова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

139
2018-03-23
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Шатобриан; эпопея; конфликт; система образов; романтическая поэтика


Тезисы

Доклад посвящен исследованию особенностей поэтики одного из ранних произведений Ф.-Р. де Шатобриана – эпопеи «Начезы», в которой обрел завершенность образ разочарованного скитальца Рене. Здесь это «создание неведомого рода» раскрывается уже не через исповедальное слово, как в одноименном «личном» романе, а во взаимоотношениях с другими персонажами. Переход от классицистического и сентименталистского типа мирочувствования к романтическому нашел отражение в образной системе эпопеи. Рене, подобно эпическому герою, помещенный в центр развернутого повествования, живописующего события, разворачивающиеся на земле и в горних сферах, изображен погруженным в себя и безучастным к происходящему. Вместе с тем, именно он оказывается двигателем сюжета, вокруг него группируются все персонажи. Оставаясь внешне пассивным, Рене становится причиной большинства конфликтов в произведении, в отношении к нему раскрываются остальные герои эпопеи. Внешне традиционные конфликты, представленные классическими любовными и иными треугольниками, формируют систему образов, в которой персонажи образуют контрастные пары: благородный дикарь – разочарованный европеец и рыцарь – мрачный злодей. Такое противопоставление раскрывает инаковость главного героя, его амбивалентность и принципиальное отличие от сентименталистской модели. Кроме того, Рене, фактом своего появления провоцируя конфликты внутри племени начезов, обнажает и внутреннюю неоднородность индейцев, которая проявляется в целом ряде образных оппозиций: невинное дитя природы – коварное исчадие ада, мудрый старец – бескомпромиссный патриарх, жена верная и жертвенная – неверная и корыстная. Персонажи, изображенные в эпопее, и характер их взаимодействия имплицитно отражают полемику Шатобриана с существующей традицией и поиск новой художественности.