XLVII Международная филологическая научная конференция

Иностранный язык в магистратуре неязыкового вуза: ФГОС, программы и реальное положение дел

Надежда Георгиевна Беспятых
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

406
2018-03-22
10:20 - 10:40

Ключевые слова, аннотация

иностранные языки; ФГОС; программы; ВУЗы России; магистратура; неязыковой профиль; цели изучения дисциплины; количество аудиторных часов; профессиональная коммуникация; методы и приемы; мотивация.

Тезисы

 Неоспорим тот факт, что в современном мире знание иностранного языка не только желательно, но и необходимо, по крайней мере для большинства людей с высшим образованием, стремящихся к совершенствованию своего профессионального уровня как путем личного общения в виде участия в международных программах и проектах, так и в поиске необходимой профессиональной информации и виртуального общения. Современные ФГОС высшего образования для уровня магистратуры неязыкового профиля устанавливают высокую планку владения иностранным языком: выпускник магистратуры должен владеть навыками письменного и устного иноязычного общения в профессиональной среде. На основе этих стандартов были написаны и утверждены ВУЗами программы по иностранному языку, в соответствии с которыми (проанализировано более 20 программ по иностранному языку из разных ВУЗов России, полученных путем случайной выборки) целью  учебной дисциплины является формирование личности, которая должна вести профессиональную деятельность в иноязычной среде, работать с научной литературой и интернет-источниками на иностранных языках, вести устную и письменную профессиональную коммуникацию на одном из иностранных языков; владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы на иностранном языке; навыками перевода и научного редактирования профессиональных текстов. Если верить проанализированным программам (а уровень знаний по иностранному языку у поступивших в неязыковую магистратуру варьируется от 0 до единичных случаев С1), то указанные цели достигаются за минимальное количество часов – от факультативных занятий до максимум четырех часов аудиторных занятий в неделю в течение одного–двух семестров. В такие успехи верится с трудом. В педагогической литературе в последние годы встречается много работ, в которых обсуждается эта тема и предлагаются различные способы и приемы решения этой проблемы, основным же двигателем обучаемости студентов признается мотивация.