XLVII Международная филологическая научная конференция

Патриотизм как возвращение к супрематизму: история телевидения в фильме А. Сильвестрова "Прорубь" и рассказе В. Сорокина "Белый квадрат"

Иннокентий Яковлевич Урупин
Докладчик
научный сотрудник
Констанцский университет

2-у
2018-03-23
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Телекратия; территориализация; остранение; телевидение в кино и литературе; авангард; механическое телевидение

Тезисы

Сообщение посвящено двум новейшим попыткам эстетического обращения к диспозитиву современного российского телевидения. Отталкиваясь от наблюдения о связи между технологической замедленностью в развитии телевидения и его институциональной и дискурсивной государственно-национальной территориализацией (А. Абрамсон, Ж. Деррида), доклад выявляет в произведениях Сильвестрова и Сорокина ряд фигур остранения связанных с государством телевизионных семантик. Остранение, в частности, достигается импликацией реверса истории техники (понижение разрешения картинки) и индивидуальной истории (инфантилизация телезрителя) или архаизацией языка телевидения (фольклорные нарративы, ритмизация устной речи). При этом ключевой образ здесь – квадрат, возвращающий одновременно к ранней телевизионной аппаратуре (механическое телевидение) и к беспредметному искусству русского авангарда с его собственным представлением о телевидении.