XLVII Международная филологическая научная конференция

Драма и кино: проблема пространственной точки зрения

Лариса Геннадьевна Тютелова
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)

201
2018-03-27
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Драматический автор; читатель; зритель; драматическое пространство; «ремарочный субъект»; пространственная точка зрения.

Тезисы

Когда драма выходит за рамки канонических форм и подобно роману осваивает территорию незавершенного настоящего, важна демонстрация существенной причастности автора процессу становления мира. Новый драматический автор должен «войти» в драматический мир, приблизиться к герою, дистанцироваться от него и т.п. О подвижности авторской позиции говорит препозитивная ремарка. Благодаря словам так называемого «ремарочного субъекта» разворачивается панорама драматического пространства, которую мы видим как последовательно рисуемое полотно. К отдельным деталям «ремарочный субъект» может присматриваться особенно пристально, некоторые не замечать. При этом драматическая панорама перестает быть застывшим полотном. По отношению к нему автор и его герой относительно свободны. Они ему сущностно причастны, но могут быть и отстранены от него. Любое движение в рамках драматической панорамы привлекает внимание наблюдающего к точке движения и говорения, т.е. к начинающемуся или уже разворачивающемуся событию. Но следить за этим событием, как показывают автор посредством «ремарочного субъекта» и героев, можно не отождествляясь с действующим лицом. Достаточно быть соглядатаем, приближающимся к происходящему или отстраняющимся от него. Динамика пространственного движения позволяет драматургу оформить свою позицию видения и оценки происходящего и завершить мир драмы. При этом театральному зрителю не доступны возможности читателя. И только камера как фокус представления драматической картины и ее освоения решает проблему «вхождения в драматический мир», смены ракурсов его видения, существования в нем и выхода за его пределы. Следовательно, драматический текст задолго до рождения кинематографа открывает возможности нового освоения движущихся картин.