XLVII Международная филологическая научная конференция

Гендерный аспект выражения несогласия в устном академическом дискурсе (на материале корпуса MICASE)

Яна Владимировна Барсова
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

215-а
2018-03-20
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

дискурс; академический дискурс; средства выражения несогласия; гендер

Тезисы

Одной из ключевых коммуникативных характеристик академического дискурса является полемичность. Ряд исследователей утверждают, что в речевом поведении мужчин и женщин обнаруживаются тенденции к разным тактикам полемики: мужчины чаще прибегают к эксплицитным средствам выражения несогласия, за счет чего достигается более успешное конструирование «статуса эксперта». Также высказывалось предположение, что коммуникативное взаимодействие преподавателей с учащимися обладает гендерной спецификой: стратегия поведения женщин в научно-академической коммуникации характеризовалась как направленная на поощрение учащихся в большей степени, чем это свойственно мужчинам. При исследовании коммуникативной ситуации несогласия, в которой преподаватель исправляет сделанную учащимся ошибку или не соглашается с его мнением (на материале корпуса текстов MICASE), мы выявили несущественные различия по гендерному признаку. В устном академическом дискурсе в американской лингвокультуре тактика смягчения и некатегоричности критики преобладает в речи специалистов обоих полов. Для реализации этой тактики мужчины и женщины широко используют такие прагматические средства, как наречия-деинтенсификаторы, дискурсивные маркеры well, um, okay, right, речевую формулу похвалы и др.