XLVII Международная филологическая научная конференция

Переход от дофонемной речи к фонемной у русскоязычного ребенка

Марина Борисовна Елисеева
Докладчик
заведующий отделом
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

215-а
2018-03-27
16:05 - 16:35

Ключевые слова, аннотация

освоение языка, фонетика, гласные и согласные фонемы, возраст появления, возраст усвоения.

Тезисы

В статье рассматривается переход от дофонемной речи к фонемной (Н.Х. Швачкин) и становление фонематических противопоставлений в речи ребенка. Порядок появления фонологических противопоставлений в активной речи детей впервые описан Р. О. Якобсоном: вокализм начинается с широкого гласного А, а консонантизм с взрывного губного. Это консонантный минимум в живых языках мира. Итак, первым, по Р.О. Якобсону,  появляется противопоставление гласных и согласных, а затем в определенном порядке возникают оппозиции в области согласных: носовые — ртовые; губные — зубные (язычные); смычные — щелевые; твердые — мягкие; редкие в языках мира противопоставления. Несколько иначе представляют порядок усвоения согласных Н.Х. Швачкин,  В.И. Бельтюков и А. Д. Салахова, Н. А. Лепская, Л. А. Пиотровская и др. В речи нашего информанта (дневник речевого развития велся от рождения до 10 лет) отмечается порядок возникновения фонологических противопоставлений, почти целиком соответствующий указанному Р. О. Якобсоном (за одним исключением): гласные – согласные; смычные — щелевые; ртовые — носовые; губные — язычные; звонкие – глухие; мягкие — твердые; поздние консонантные противопоставления (плавные, дрожащие, двухфокусные и аффрикаты). Для речи ребенка на раннем этапе характерен «вокалический минимум» А-И-У, и именно в этом порядке возникновения. Индивидуальность в ходе развития речи проявляется различным образом, в том числе и «элекцией звуков, на которых ребенок по преимуществу останавливает свое внимание» (И.А. Сикорский). Порядок появления гласных и согласных фонем в речи детей может варьироваться.