XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Риторическая редакция «Жития Моисея, архиепископа Новгородского»: к вопросу об источниках

Алина Сергеевна Алексеева
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия

188
2017-04-18
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается риторическая редакция «Жития Моисея, архиепископа Новгородского», которая сохранилась в единственном списке в составе рукописи РНБ, Собр. СПбДА, 270/2. Агиограф распространяет текст за счет цитат из Острожской Библии и обширных заимствований из «Паренесиса» Ефрема Сирина и Тучковской редакции Жития Михаила Клопского, что позволяет датировать создание редакции промежутком между 2-й пол. XVI в. и 2-й пол. XVII в.

Тезисы

В 1908 г. В. М. Яблонский вводит в научный оборот редакцию «Жития Моисея, архиепископа Новгородского» (ЖМ), дошедшую в единственном списке в составе рукописи-конволюта РНБ. Собр. СПбДА, 270/2 (тетрадь датируется 2-й пол. XVII в. и содержит житие и Похвальное слово святителю). О самой редакции Яблонский сообщает немного, обращая внимание в основном на состав источников, использованных агиографом (ЖМ в Пространной и Сокращенной редакциях и т. н. «летописное сказание»), и отмечая обширные риторические украшения, которые будут предметом настоящего исследования.
Во-первых, редактор обращается к библейскому тексту, проводя сюжетные параллели и увеличивая количество цитат по сравнению с Пространной и Сокращенной редакциями. Во 2-й пол. XVII в. можно было воспользоваться либо Острожской Библией 1580–1581 гг., либо Московской Библией 1663 г. — агиограф, как показал анализ библейских цитат, при наличии разночтений между двумя печатными изданиями следует за Острожской Библией. Во-вторых, работая в традиционной компилятивной манере, книжник заимствует фрагменты текста из «Паренесиса» Ефрема Сирина (в частности, рассказ о жизни святителя строится по модели Слова 48 об Авраамии Затворнике) и Тучковской редакции Жития Михаила Клопского 1537 г.
Комплекс заимствований позволяет определить, что Риторическая редакция ЖМ была составлена в период между 2-й пол. XVI в. и 2-й пол. XVII в. Текст встраивается в традицию канонических житий в отличие от «новых житий» XVII в., которые, по мнению М. Д. Каган-Тарковской, имеют свободную композицию при отсутствии риторических украшений, цитат из Священного Писания и обращения к раннему агиографическому корпусу.