XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Президент» и «демократия» в русском, сербском и американском общественно-политическом дискурсе

Александра Ивановна Прийма
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

4-У
2017-04-18
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются стереотипные представления о ценностном концепте «демократия» и социальной роли «президент» у респондентов — представителей русского, сербского и американского социумов. Проанализированы результаты двух психолингвистических экспериментов («комплексные ценности» и «ролевые ожидания») внутри каждой языковой группы, проведен межкультурный анализ результатов. На втором этапе исследования осуществлена попытка определить, имеют ли выявленные стереотипы влияние на процессы вербальной коммуникации членов общества.


Тезисы

С помощью психолингвистических экспериментов выявлены стереотипные ролевые ожидания относительно социальной роли ПРЕЗИДЕНТ, а также получены данные об объеме и содержании ценностного концепта ДЕМОКРАТИЯ у представителей русского, сербского и американского социумов. 
Подобное межсоциумное сопоставление позволило более полно раскрыть лингвокультурные особенности ментальных репрезентаций рассматриваемых ценностей у представителей каждого социума.
Результаты двух экспериментов соотносимы друг с другом. Так, внутри каждой языковой группы респонденты продемонстрировали высокую степень согласия во мнениях относительно ДЕМОКРАТИИ и ПРЕЗИДЕНТА, в то время как при межкультурном анализе были выявлены существенные различия, определенные, прежде всего, экстралингвистическими факторами.
На втором этапе исследования проведен дискурсивный анализ ряда соответствующих по тематике форумов и комментариев к интернет-статьям.
Как показали результаты анализа, большая часть комментариев содержит апелляцию к тем стереотипным представлениям о ДЕМОКРАТИИ и ПРЕЗИДЕНТЕ, которые были выявлены в ходе эксперимента. Наиболее часто стереотипные представления используются участниками дискуссий в коммуникативных стратегиях аргументации и убеждения.