XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль дискурсивных маркеров в организации художественного текста (на материале повести Шолом-Алейхема «Тевье-Молочник»).

Юлия Сергеевна Рец
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2017-04-19
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются дискурсивные маркеры с точки зрения их роли в организации художественного текста. На конкретном примере показывается, что дискурсивные маркеры используются в художественном тексте не только как стилистическое средство для имитации спонтанной речи, но также как структурные элементы построения дискурса, которые обеспечивают укрепление референциальных связей между смысловыми блоками текста. 

Тезисы

Дискурсивные маркеры наряду с прочими стилистическими средствами являются мощным инструментом воздействия на восприятие и способом управления фокусом внимания. Считается, что употребление дискурсивных маркеров в большей степени присуще спонтанной устной речи. Однако в художественных текстах дискурсивные маркеры используются авторами не только при имитации устной речи. В данном докладе я предлагаю на конкретном примере рассмотреть, каким образом дискурсивные маркеры участвуют в организации художественного текста. Предлагаемый для рассмотрения текст «Тевье-молочник» характеризуется утрированно частотным использованием дискурсивных маркеров. Наряду со «стандартным» набором дискурсивных маркеров эмоциональной и логической разметки в нем присутствует большое количество маргинальных элементов («проклятия» и «благословения», иноязычные вставки), которые, в результате частого использования приобретают «паразитарный» характер и также участвуют в организации текста наравне с дискурсивными маркерами. Анализ материала показывает, что ряд дискурсивных маркеров используется автором намеренно для создания стилистического эффекта. В то же время в тексте неизменно присутствуют элементы, необходимость которых с прагматической точки зрения (с точки зрения авторской стратегии) является менее очевидной, и, по-видимому, имеет отношение к законам построения метатекста. Функция дискурсивных маркеров, таким образом, выходит за рамки исключительно стилистических задач воздействия на читателя. В связи с этим предлагается (вслед за Д. Шифрин) рассматривать художественный текст, как многоуровневый дискурс, в котором дискурсивные маркеры, располагаясь линейно в повествовательной ткани текста, действуют на разных уровнях, осуществляя связи между удаленными клаузами и смысловыми блоками текста. В докладе также делается предположение, что расположение дискурсивных маркеров разных типов не спонтанно и имеет определенную закономерность, базирующуюся не только на особенностях грамматического строя языка, но и на особенностях построения текста как единицы дискурса.