XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Грамматические средства выражения аргументации в художественном диалоге (на материале англоязычной литературы)

Ирина Вячеславовна Максимова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2017-04-19
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются языковые оcобенности аргументации в художественном диалоге и исследуется языковая специфика способов обоснования утверждений мужских и женских персонажей. В работе выявляются грамматические средства выражения в речи методов аргументации.

Тезисы

Данный доклад представляет собой исследование особенностей выражения аргументации в английском художественном диалоге. В работе рассмотрены методы обоснования утверждений и проанализированы грамматические способы их передачи в речи, а также выявлены особенности аргументации мужских и женских персонажей.
В данной работе под аргументацией понимается социальная деятельность, нацеленная на убеждение собеседника в (не)правильности высказанного мнения путем доказательства с применением пропозиций (аргументов) или их сочетаний. Аргументы можно разделить на два типа: логические, которые направлены к разуму человека (научные законы, аксиомы, факты, статистика); и психологические, которые обращены к чувствам и эмоциям человека и основаны на традициях, интуиции, верованиях и страхах. К методам аргументации относятся: аргумент к здравому смыслу, вера, аргумент к авторитету, аргументация дефинициями, которые не тождественны словарным дефинициям, аргументация путем объяснения, аргументация путем иллюстрации, псевдоаргументация, прямое подтверждение и косвенное подтверждение.
Проведя анализ способов выражения аргументации на конкретных примерах англоязычной литературы, мы выявили, что в художественном диалоге каждый из рассматриваемых методов имеет свои собственные приемы передачи в английском языке. В общей сложности, в художественном диалоге наиболее распространено применение следующих методов:
· аргумент к здравому смыслу, который обычно вводится при помощи рефлексивных вопросов (Where in the tropics could an English army doctor have seen much hardship and got his arm wounded?), риторических вопросов (Maybe it had merely seemed that way?), противопоставления, инверсии, предикативных конструкций;
· аргументация путем объяснения, которая чаще выражается в сложноподчиненных предложениях, где доминируют придаточные причины, следствия, условия и дополнения, вводимые соединительными союзами and,either; противительными союзами и наречиями but, however, nevertheless, although, only, yet, причинными союзами because, as, for, so, since;
· аргументация путем иллюстрации, представленная такими средствами, как вводные конструкции, придаточные, выражающие причинно-следственные отношения, сравнение (Perhaps they set up some kind of device that operates over and over again, like a gramophone record), параллельные конструкции.
Наряду с этим, нами были замечены особенности обоснования утверждений мужских и женских персонажей, которые показали, что женщины в художественном диалоге чаще используют психологические аргументы, в то время как в речи мужчин наблюдаются преимущественно логические аргументы.