XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Притчевое начало в сказках Оскара Уайльда

Елена Владимировна Новосельцева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2017-04-20
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования является притчевое начало в литературных сказках Оскара Уайльда. Притча определяется как рассказ, содержащий нравоучение в иносказательной форме, соответственно, одна из главных функций жанра — дидактическая. Может казаться, что поучения несовместимы с философией чистого искусства, приверженцем которой был Уайльд, но притча не навязывает читателю мораль, а позволяет сделать выводы самостоятельно, что не противоречит взглядам писателя. 

Тезисы

Притчевое начало в литературных сказках О. Уайльда проявляется через жанровые признаки, а также использование библейских образов. К настоящему моменту данный вопрос затрагивается в ряде отечественных работ (Е. С. Куприянова, В. Г. Решетов, О. М. Валова), но мало изучен, поэтому его исследование представляется актуальным.
Притча традиционно определяется как рассказ, содержащий нравоучение в иносказательной форме. Её отличительными признаками являются нравственный подтекст, применимый к разным жизненным ситуациям, передача мироощущения постигающего мир персонажа и сказовая манера повествования. Все эти признаки характерны для литературных сказок О. Уайльда. Кроме того, О. Уайльд широко использует библейские образы, в том числе и образы из притч Нового Завета.
Чтобы объяснить сочетание философии чистого искусства, исповедуемой О. Уайльдом, с жанром, для которого доминирующей является дидактическая функция, можно опереться на высказывание В. А. Солоухина: «В притче может быть сказано так много, что хватает потом на многие века для всех народов и любых социальных устройств». Притча не навязывает читателю догматизированной морали, а позволяет самостоятельно прийти к определённым выводам, что не противоречит основным идеям писателя.