XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Японские графические романы в контексте теории постмодернизма (на примере манга Мотидзуки Дзюн «Сердца Пандоры»)

Наталья Леонтьевна Рябкова
Докладчик
студент 3 курса
Кубанский государственный университет

171
2017-04-21
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен вопросам воздействия теории европейского постмодернизма на современную японскую массовую литературу, а именно манга, которые образуют внушительный дискурс уже не только в Японии, но и во всём мире. В ходе исследования было выделено и рассмотрено пять наиболее значимых и ярких черт постмодернизма в манга Дз. Мотидзуки «Сердца Пандоры», которые служат деконструкции текста и дают нам право причислять эту манга к постмодернизму.

Тезисы

Существуют различные взгляды на временные рамки постмодернизма; многие считают, что эта эпоха длится по настоящее время. Литература Японии долго развивалась довольно обособленно, но в связи с начавшимся в XIX веке диалогом с европейским искусством можно закономерно говорить о чертах постмодернизма в японской литературе. Естественно, что одни черты европейского постмодернизма остаются неизменными, а другие трансформируются в соответствии с национальными реалиями. Вопрос своеобразия японского постмодерна остаётся дискуссионным на сегодняшний день; им занимались А. Галиарди, К. Каратани , Ж. Деррида, Р. Барт, А. Асада, А. Вульф и другие учёные. 
Задачей данного исследования является рассмотрение основных черт постмодернизма в манга — японских комиксах — значимом и популярном дискурсе японской культуры на примере «Сердец Пандоры» («Pandora Hatsu») Дз. Мотидзуки (Mochizuki). Комикс-культура признаётся отдельным дискурсом, но тем не менее  считается, что исследование текстовой части произведения должно осуществляться с помощью литературоведческого инструментария; графическая часть при этом является важным элементом для понимания содержания произведения, но её анализ в данном исследовании не осуществляется.
В поэтике произведения были выделены следующие основные черты постмодернизма: игра с читателем, принцип нон-иерархии, использование приёмов пастиша и временного искажения, формализованная структура текста и его деконструкция. 
Игра с читателем реализуется с помощью эффекта обманутого ожидания, когда антагонисты и протагонисты частично меняются местами. Это особо подчёркивает искажённые постмодернистские этические представления, отказ от чёткого понимания добра и зла. Авторская позиция это подтверждает: всем персонажам оказывается одинаковая мера авторского внимания. Такая позиция характерна для массовой литературы в целом. Принцип нон-иерархии особенно ясно виден в убийстве воплощения Ядра Бездны — начала и конца всего сущего. Пастиш представлен синтезом таких жанров, как детектив, сказка, фэнтези, готический роман, притча, психологический роман. С помощью теории об огромном количестве миров, разнящихся лишь в принятии одного единственного отличного решения, в манга присутствует временное искажение, родственное борхесовскому образу сада расходящихся тропок. Формализованная структура текста представляется в алгоритмизации мира, вполне возможно, что это «наследие» прецедентного текста — «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла. С помощью всех этих приёмов реализуется деконструкция текста, выражающаяся в принципиальной открытости и незавершаемости поэтической вселенной «Сердец Пандоры», в том числе и благодаря продуктивному синтезу элементов западной культуры и восточного мировоззрения.