XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль парафольклорных явлений в современном студенческом фольклоре

Юлия Николаевна Кудряшова
Докладчик
студент 2 курса
Дальневосточный федеральный университет

188
2017-04-19
11:30 - 11:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются парафольклорные явления в контексте современного студенческого фольклора. Был проанализирован контент социальной сети «ВКонтакте»: пять самых популярных групп для студентов ДВФУ, а также общая студенческая группа-миллионник. Рассматривался материал, накопленный ресурсами в течение одного года. Выявлена и обоснована связь парафольклорных явлений с интернет-средой. Рассмотрен вопрос о разграничении фольклорных и нефольклорных явлений. На основе проведённого анализа сделан вывод о важности роли парафольклорных явлений в современном студенческом фольклоре.

Тезисы

Современное студенчество — один из лучших объектов для изучения парафольклорных явлений — текстов, напрямую связанных с фольклорной традицией, но распространяемых письменным образом. 
В работе проанализированы материалы самых популярных групп и страниц ВКонтакте, связанных с ДВФУ: «ДВФУ/FEFU», «Кампус ДВФУ остров Русский | Владивосток», «Подслушано ДВФУ», «Цитаты преподавателей ДВФУ», «"ОТЗОВИСЬ" ДВФУ», а также материалы группы «Кто не был студентом, тому не понять…», имеющей свыше миллиона подписчиков и содержащей большое количество студенческих текстов. Рассматривался материал, накопленный ресурсами в течение одного года. 
Выявлено, что большинство текстов, размещённых на указанных ресурсах, по своим чертам относятся именно к парафольклорным явлениям.
Несмотря на письменную форму материала, отчётливо прослеживается его установка на устность: случайные (от безграмотности) или подчёркнуто-специальные ошибки в грамматике, орфографии и пунктуации, использование просторечия и нецензурной лексики. 
Важную роль играет анонимность: авторство не имеет значения или утрачивается при многократном переписывании одного и того же текста. Также наблюдаются вариативность и коллективность: распространяя тексты, студенты изменяют форму и/или содержание различными дополнениями (или сокращениями), комментариями, адаптацией под ситуацию и проч. 
К парафольклору мы относим и креолизованные тексты, которые близки к университетским граффити и дополняются с помощью приписывания и «пририсовывания» текста или эмоции. 
Парафольклорные явления (картинки с надписями, реже — текстовые посты) в интернет-среде встречаются и как элементы интернет-магии, становятся частью современных обрядов. Это позволяет говорить о наличии такой черты, как синкретичность (креолизованный текст по своей природе уже синкретичен). В современном студенческом фольклоре обрядовыми действиями могут стать лайки и репосты «на удачу», призыв Халявы и т. д. Обнаружено: частично они соотносятся с современными студенческими обрядами в жизни и в то же время имеют свои особенности (частая условность выполняемых действий, опосредованность передачи информации и т. д.). 
Перспективы развития парафольклорных явлений в современном студенческом фольклоре тесно связаны с сетью Интернет как с основной средой их функционирования. Активнее всего они развиваются в местах массового общения студентов, т. е. в социальных сетях, где парафольклор выполняет все функции постфольклора: структурирование впечатлений обыденной жизни, личностная и социальная идентичность, собственно языковая (но некоммуникативная) функция, адаптивная функция примирения с действительностью через её поэтизацию, функция структурирования времени и способов поведения.