XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэтика прозаического цикла А. И. Приставкина «Маленькие рассказы»

Александра Викторовна Козлова
Докладчик
студент 4 курса
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

188
2017-04-20
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается поэтика прозаического цикла А. И. Приставкина «Маленькие рассказы» в единстве идейно-художественной философии и стилевых доминант. Впервые исследуется природа авторского цикла, определяются способы и формы циклизации идей. Исследуются два аспекта субъективного сознания (взрослого и ребенка), создающие диалогическую организацию прозы. Ассоциативный фон анализируется с точки зрения внутритекстовых и внетекстовых сфер художественного мира. Уделяется внимание рамочному комплексу цикла, придающему тексту характер завершенности и усиливающему его внутреннее единство.

Тезисы

Природа прозаического цикла А. И. Приставкина «Маленькие рассказы» как системное явление малой прозы 50–60-х г. XX в. интересна не только c точки зрения анализа содержания, но и c точки зрения изучения поэтики. Ее своеобразие заключается в особом характере достоверности, которое репрезентируется в прозаическом цикле Приставкина, благодаря введению особого типа повествователя. Транслятором авторских мыслей и чувств в «Маленьких рассказах» становится герой-рассказчик, являющийся моделирующим центром цикла. От первого лица он повествует о суровой судьбе детей военного времени, о простых людях, спасших из огня целое поколение. «Маленькие рассказы» — авторский цикл, первоначально опубликованный в журнале «Юность» за 1959 г. под названием «Трудное детство». Замена части заголовочного комплекса связана c изменением концепции, в основу которой положена не оценочность, не тематическое содержание текста, а его жанровая структура. Модификация называния связана с идеей Приставкина — организовать философский подтекст и задать циклизующий, эмоциональный, интертекстуальный камертон. Данная жанровая номинация указывает еще и на организацию повествования: автор умышленно акцентирует интонацию рассказывания, что создает эффект диалогичности повествования: Приставкин доверяет читателям, позволяет им стать «собеседниками» — участниками диалога c героем-рассказчиком. Строгая организованность речи, точные, скупо прописанные микросюжеты, нейтральные номинативные заголовки, образ детдома, выступающий организатором монтажной композиции, — все это лаконичные и простые приемы, которые одновременно раскрывают содержание и сверхзадачу произведения на глубинном уровне. Это в свою очередь говорит об универсальности циклообразующих связей и определяет внешний уровень целостности текста. В прозаический цикл «Маленькие рассказы» входит 40 коротких рассказов, каждый из которых имеет собственное заглавие и может рассматриваться в качестве относительно самостоятельного произведения. Наличие общей рамы наиболее отчетливо обнаруживает взаимосвязь всех составных частей, а также указывает на их подчиненность единому замыслу. Таким образом, рассматривая поэтику прозаического цикла, можно прийти к заключению о том, что «Маленькие рассказы», редко превышающие размером одну страницу, стали настоящей исповедью, правдивым откровением о немыслимой боли, страданиях и испытаниях, выпавших на долю детей военного времени. Каждая история — фактически «фотография», запечатлевшая трагедию целого поколения. В малой прозе Приставкина возрастает «энергоемкость» каждого из элементов структуры текста, это значит, что жанровые, стилистические, ритмические, интонационные элементы работают системно и создают единое художественное пространство прозаического цикла.