XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Фразеология как средство создания образа повествователя в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Анастасия Евгеньевна Сур
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

171
2017-04-18
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Раннее творчество Н. В. Гоголя насыщено фразеологией. В повестях «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка» обнаружено 383 фразеологических единицы. Поскольку 188 из них (49,1%) встречаются в речи повествователя, важно понять, какова их роль в создании его образа, дают ли они возможность судить о его интеллекте, об уровне его образованности, о степени его эмоциональности, о его принадлежности миру, в котором существуют персонажи, об отношении к героям и происходящим событиям.  

Тезисы

Настоящее исследование посвящено рассмотрению роли фразеологических единиц (далее — ФЕ) в речи повествователя (Рудого Панька) в повестях Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка». Обращение к анализу ФЕ в речи повествователя (их 188 наряду с 195 в речи персонажей) поможет воссоздать его портрет: осмыслить специфику склада его ума, степень образованности, аспекты его интереса к персонажам, отношение к изображаемым событиям. Анализ материала показывает, что большинство ФЕ в речи повествователя носит разговорный характер, однако встречаются и нейтральные (в самом деле, в глубине души, расположение духа и т. п.), и даже книжные (вывести заключение, изъявить раскаяние, обличить во лжи, поразить слух, превратиться во внимание и т. п.). Безоценочные ФЕ (в самом деле, в ту же минуту, строить план и т. п.), используемые в речи повествователя, призваны сформировать впечатление о нем как о правдивом рассказчике. Наличие книжных ФЕ позволяет почувствовать комизм эпизода или ироничное отношение, которое испытывает повествователь к описываемым ситуациям, поскольку в составе предложения с этими единицами сталкиваются разговорные и просторечные слова (ср.: … Чуб уже изъявил раскаяние и, нахлобучивая глубже на голову капелюхи, угощал побранками себя, чёрта и кума). В образе повествователя нарочито подчеркивается его принадлежность к православному миру. Отсюда и введение в его речь ФЕ, мотивированных христианскими образами (бог знает где, погубить свою душу, враг рода человеческого и др.). Однако и эти ФЕ способствуют восприятию повествователя как человека, осознающего и подчеркивающего комизм положения дел (ср.: отправить свою душу в пекло обещает Солохе черт). Употребление ФЕ в речи Рудого Панька  по преимуществу при характеристике персонажей дает возможность составить впечатление о повествователе как о человеке, внимательно наблюдающем за внешней стороной поведения людей, способном через их моторику передать их психическое состояние (выпучить глаза, качать головой, надуть щеки и др.), нацеленном на отображение конкретных поведенческих реакций действующих лиц (руки опустить, в ус не дуть, подымать на смех и др.), часто в гиперболизированном виде (запрыгать от радости, браться за животы со смеху, обомлеть от страха и др.). Повествователь, судя по семантике употребляемых им ФЕ, гораздо большее значение придает именно эмоциональной сфере человеческой жизни, чем их способности подключить рациональное начало к осмыслению ситуации: единиц, отсылающих к оценке интеллектуальных способностей персонажа (в ум не приходить, не долго думая и др.), немного. Цель повествователя, скрываясь за маской наивного селянина, дать читателю почувствовать свое интеллектуальное превосходство над персонажами, но удивительным образом не перестать им симпатизировать.