XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Литературная оценка Вергилия в «Сатириконе» Петрония

Анастасия Владимировна Павлова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

215-A
2017-04-19
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования является литературная критика в «Сатириконе», а именно оценка, которую Петроний выносит Вергилию, ставшему к моменту создания романа классиком и школьным автором. В тексте Петрония можно найти и многочисленные параллели и реминисценции из Вергилия, и легкую иронию над тем, что Вергилий является обязательным чтением, и признание Вергилия римским Гомером и образцом для подражания, и даже, возможно, критику и попытку состязаться с ним. Несмотря на неоднозначность, данная проблема была изучена очень фрагментарно и потому до сих пор представляет интерес для исследователей.

Тезисы

В романе «Сатирикон» важное место отведено литературе и литературной критике. Среди авторов, которые безусловно важны для понимания текста Петрония, одним из первых следует назвать Вергилия. О его величии и литературном мастерстве говорит сам автор устами одного из персонажей (см. Sat. 118, 4-5). В комментариях (см., например, Schmeling, 2011) приводятся многочисленные параллели и отсылки к их произведениям. Наряду с цитатами и реминисценциями из Вергилия, в романе можно встретить и прямое указание на то, что поэзия Вергилия является образцовой и обязательной для изучения, а сам Вергилий сопоставим с Гомером (см. Sat. 118). С другой стороны, в тексте «Сатирикона» можно увидеть и следы ироничного отношения к популярности Вергилия и обязательности знакомства с его творчеством: в одной из сцен пира Тримальхиона «Энеиду» цитирует хозяин (Sat. 39, 3), в другой — Вергилия читают актеры (Sat. 68, 6). Творчество Вергилия оказывается важным также для анализа поэм, которые читает Эвмолп: Troiae halosis и De bello civili. Первая из них повторяет содержание второй книги «Энеиды», что позволяет некоторым исследователям видеть здесь попытку состязаться с классиком (Sullivan, 1968). В случае с De bello civili, как представляется, абсолютное большинство исследователей склонны сосредоточиться на ее сходстве и различиях с «Фарсалией» Лукана. Однако если соотносить поэму с предпосланным ей вступлением, то окажется, что альтернативой чрезмерно риторичной поэзии, которую критикует автор, оказывается возвращение к Вергилию. Таким образом, De bello civili должна была подразумевать и отсылки к поэзии Вергилия. Но и здесь все оказывается сложнее, поскольку автор не следует принятому за образец Вергилию в том, что сам называет существенным (например, в разработке божественного плана в своей поэме).