XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Хронотоп бала в романе Джейн Остин «Нортэнгерское аббатство»

Роза Рамиловна Юсупова
Докладчик
студент 3 курса
rozochka_roza_1997@bk.ru

190
2017-04-20
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается роман «Нортэнгерское аббатство» английской писательницы Дж. Остин, по праву названной провозвестницей реализма в британской литературе. Выделяется хронотоп бала, который занимает важное место в произведении и определенно может называться структурообразующим. На основе анализа эпизодов, связанных с балами, выявляются многочисленные функции хронотопа, определяется его значение и роль в литературе и жизни того времени. 

Тезисы

В докладе рассматривается роман «Нортэнгерское аббатство» («Northanger Abbey») английской писательницы Дж. Остин (1775—1817). Данное произведение является пародией на модный в то время «готический роман». Оно было написано еще юной Остин и считается самой ироничной книгой писательницы.
Актуальность исследования определяется важностью функций хронотопа в художественной литературе: он отражает авторское мировосприятие, взгляды, особенности стиля и метода изображения происходящего, а также общественную ситуацию определенной эпохи. Таким образом, читатель имеет возможность более глубокого понимания и интерпретации художественного произведения и исторического периода, о котором пишет автор. Более того, в настоящее время, особенно в России, произведения Остин вновь обретают популярность, что актуализирует данное исследование.
В анализируемом произведении хронотоп бала занимает особое место. Он представляет собой время и пространство, где развивается сюжет, а также раскрывает эпоху и реалии того времени. Автор стремится правдиво изобразить нравы, поведение, манеры общества XVIII в. На балах в Бате берут начало и развиваются основные события романа: завязываются знакомства главной героини Кэтрин Морлэнд с семьями Торп и Тилни, взаимоотношения с которыми составляют основную цепь событий. Всего в произведении насчитывается пять танцевальных вечеров, на протяжении которых читателю раскрывается характер девушки: ее доброта, наивность, мечтательность. Однако стоит отметить, что Кэтрин совсем не идеальна, она далеко не красавица, малообразованна, а для чтения выбирает лишь готические романы. Девушка настолько ими увлечена, что часто представляет себя в образе главной героини, окруженной мистическими событиями. Это казалось бы удивительно романтичным, если бы не ирония со стороны автора. Во взаимоотношениях с Кэтрин раскрываются характеры второстепенных героев. На балах в Бате встречаются две совершенно разные семьи, имеющие непосредственное отношение к Кэтрин. Противопоставляются два типа возлюбленных: красивый, умный, обаятельный Тилни и ограниченный, грубый Торп. Различными читатель видит и подруг Кэтрин, представительниц разных семей: лицемерную и тщеславную Изабеллу и благонравную юную Тилни. Это ставит Кэтрин перед выбором, что позволяет читателю увидеть постепенное взросление главной героини.
Таким образом, специфика хронотопа бала заключается в том, что это время-место завязки и развития основных сюжетных линий романа, механизм, помогающий раскрыть характеры героев, а также концентрированная характеристика общества и нравов эпохи.