XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Особенности лирического метасюжета в книге стихов («…и всё такое…» Б. Рыжего)

Евгения Викторовна Гурулева
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

188
2017-04-20
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме выявления формально-эстетической целостности картины мира поэта в циклическом образовании (книге стихов). Материалом послужил выпущенный при жизни Б. Рыжего сборник «…и всё такое…» под редакцией Г. Ф. Комарова. Объектом изучения стал лирический метасюжет, а предметом — его поэтологические особенности, отвечающие за эстетическую целостность выбранной книги стихов, которая исследуется как особое циклическое образование. В результате исследования была выявлена специфика и особенности реализации лирического метасюжета у Рыжего.

Тезисы

Задача предпринятого исследования — выявить формально-эстетическую целостность картины мира поэта в циклическом образовании (книге стихов). Материалом послужил сборник Б. Рыжего «…и всё такое…» под редакцией Г. Ф. Комарова. Для выделения его ключевых поэтологических особенностей поэтапно рассматриваются стратегии самоидентификации и динамики рефлекторного сознания лирического героя, позволяющие определить специфику метасюжета. Один из смысловых центров данного метасюжета — оксюморонное сочетание направленности в будущее («я тоже стану музыкантом / и буду, если не умру», «душа моя… / путём небесно-голубым, / любимая, лети к любимым / своим», «когда я выпью и умру») и имплицитного движения лирического сознания в элегически воспринимаемое им прошлое («много было всего, музыки было много …музыки стало мало», «был прекрасный летний день», «вот здесь я жил давным-давно», «Мы целовались тут пять лет назад… Где ты, где азиат, где тот пиджак?», «Те съехали, тех дома нету, / та вышла замуж навсегда. / Хоть целый век летай по свету / тебя не встретят никогда»). Обозначенная бинарная оппозиция разрешается через актуализацию настоящего, не обязательно выраженного глагольными формами настоящего времени («и остаётся, остаётся мне ждать, дыханье затая», «Вот мы и вышли в осень из кинозала / и зашагали по длинной аллее жизни», «зайду на кухню, оп, два ангела за чаем»). Такая модель восприятия лирическим героем времени апеллирует прежде всего к циклическому мировосприятию («мы живём по кругу», «повторится жизнь моя»). Другая значимая особенность метасюжета цикла, анализируемого нами через модель «я-в-мире», — сознательное движение от «я» к «мы» и коллизия «я — другой», разрешаемая трагически, т. к. роль музыканта, воспринимаемая субъектом как единственно верная («стану музыкантом»), занимается «другим»: «В голубом от дыма ресторане / слушать голубого скрипача… Так не вышло из меня поэта / и уже не выйдет никогда». Динамика психоэмоциональных состояний субъекта проходит от жизни к смерти (не только формальной, но и творческой). В результате анализа удалось выявить художественную специфику реализации лирического метасюжета у Рыжего на конкретном историко-литературном материале. К его особенностям можно отнести не только актуализацию настоящего времени, разрешающего коллизию «прошедшее — будущее», сознательное движение от «я» к «мы», стремление «я» к творчеству, но и циклическое мировосприятие, средоточие на концепте смерти, являющемся одним из ведущих смысловых центров цикла и реализованном через ряд инвариантных мотивов. Выявленные особенности отвечают за целостность циклического образования и формируют трагический тип его эстетической завершенности, не позволяющий лирическому «я» достигнуть ролевой границы самореализации.