XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Песни субботнего всесожжения в современной научной литературе

Полина Андреевна Кочерга
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра библеистики
2017-04-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены современные научные представления о памятнике литургической письменности на древнееврейском языке «Песни субботнего всесожжения», также известного как «Ангельская литургия». Текст этого произведения был найден в количестве десяти копий в 1950-х гг. в пещерах Кумрана на берегу Мёртвого моря, а также в Масаде. Описывается структура памятника, его содержание, а также рассматриваются существующие на данный момент гипотезы о датировке текста, его происхождении и назначении. 

Тезисы

«Песни субботнего всесожжения» — литургический текст, написанный на древнееврейском языке вероятнее всего около I в. до н.э. Произведение дошло до нас в десяти копиях, девять из которых были найдены в двух пещерах Кумрана на берегу Мёртвого моря в составе свитков Мёртвого моря в 1950-х гг., а одна копия была обнаружена в Масаде. Самые ранние рукописи датируются 75 г. до н. э., самые поздние — 50 г. н. э. Памятник дошел до нас фрагментарно, однако благодаря наличию десяти копий исследователям удалось реконструировать его текст.
Текст состоит из тринадцати песен, каждая из которых приходится на одну субботу года, в сумме текст покрывает первую четверть года. Название памятника «Песни субботнего всесожжения» дано произведению по первой строчке каждой из песен, которые начинаются словами šîr ‛ôlathaš-šabbāt, однако из-за того, что текст описывает субботнее богослужение ангелами в небесном храме, произведение также известно под названием «Ангельская литургия».
Существует несколько мнений насчет происхождения текста. Некоторые ученые (Д. Чарльзворт, К. Ньюсом) считают, что, несмотря на то что большинство копий было найдено в Кумране, текст не является произведением кумранской общины из-за лексических различий с документами, написанными сектантами. Другие исследователи (Д. Давила) на основании того факта, что текст опирается на солнечный календарь, а также содержит в себе термины, используемые общиной в других произведениях, предполагали, что текст был написан в Кумране. Тем не менее, основываясь на том, что одна копия сочинения была найдена в Масаде, мы можем предположить, что с большой долей вероятности текст был широко распространен и использовался различными еврейскими общинами в литургических целях.