XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль коммуникативных стратегий в сфере массмедиа (на материале авторских телепрограмм)

Татьяна Георгиевна Мочалова
Докладчик
студент 3 курса
Московский городской педагогический университет

195
2017-04-18
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В работе представлено определение медиадискурса, который рассматривается как сложное разноплановое образование. Описаны его характерологические признаки и функции. На материале исследования, который составили авторские телепрограммы, выявлены и обозначены возможные коммуникативные стратегии и тактики, применяемые участниками телепрограмм для достижения успешной коммуникации.

Тезисы

Современная действительность характеризуется интенсивным потоком информации, оказывающей мощное воздействие на массовое сознание. Информатизация языка СМИ привела к возникновению такой области научного знания, как медиадискурс. 
Обозначенный вид дискурса определяется как комплекс процессов и продуктов речевой деятельности в рамках массовой коммуникации во всем многообразии и сложности их взаимодействия. Другими словами, медиадискурс представляет собой разноплановое образование, в котором процесс речевой деятельности обусловлен диалогическим контекстом коммуникативной ситуации, т. е. в общении задействованы несколько сторон, в т. ч. телезрители. 
Медиадискурс обладает такими характерологическими признаками, как групповая соотнесенность, публичность, инсценированность и массовая направленность. Транспонируя данные особенности на область авторских телепрограмм, отметим, что при обсуждении актуальных вопросов формируется несколько групп согласно количеству мнений задействованных участников коммуникативной ситуации. Мнения зависят от разных факторов, в т. ч. от возрастных, социальных и культурных. Признак инсценированности исходит от телеведущего, который как модератор с помощью наводящих вопросов лицам, разделяющим разные точки зрения, контролирует ситуацию и оказывает влияние на зрителей. Отсюда вытекает манипулирующая функция медиадискурса, которая осуществляется с помощью внушения в сознание аудитории требуемых установок. 
Данная функция тесно связана с коммуникативными тактиками, составляющими стратегии коммуникации. Под коммуникативной стратегией понимается общее когнитивное представление о наиболее эффективных средствах достижения коммуникативной цели. Другими словами, ведущий программы в целом представляет, как должна пройти коммуникация и какие средства для достижения успеха ему использовать. На материале авторских телепрограмм были выявлены такие стратегии, как комплимент, уступчивость, сотрудничество и др. Отметим, напр., стратегию идентификации говорящего с аудиторией:
Мы с самого начала понимали, что за нами стоит Россия. (Ток-шоу «Поединок». Эфир от 24.09.2015 г.)
Участники ток-шоу, выражая свое отношение к вопросу, используют местоимение первого лица множественного числа. Благодаря данному приему устанавливается эффект единения с аудиторией и достигается цель вовлечения в дискуссию как зрителей в студии, так и телезрителей.