XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эжен Делакруа в поэзии и художественной критике Шарля Бодлера

Яна Геннадьевна Герасименок
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2017-04-20
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется рецепция творчества и личности французского живописца Э. Делакруа в художественной критике и поэзии Ш. Бодлера. В центре внимания оказываются эстетические воззрения Бодлера на искусство, воплощением которых было творчество Делакруа. Произведения художника явились иллюстрацией идей о романтизме в живописи, колорите, силе воображения, синтезе искусств. Сам образ Делакруа приобретает в прочтении Бодлера черты романтического героя-творца. 

Тезисы

Значительную часть творчества французского поэта и критика Ш. Бодлера (1821—1867) занимают критические работы, посвященные Салонам — периодическим выставкам, проходящим в Париже. В этих статьях отразились эстетические взгляды Бодлера на живопись, на романтизм как художественное направление и мироощущение и — шире — на современное искусство. Особое место в критическом творчестве Бодлера занимает Эжен Делакруа (1798—1863), представитель романтического направления в живописи, явившийся для поэта воплощением настоящего художника. Он стал для Бодлера «маяком» современного искусства, сравнимым с великими художниками прошлых веков, выразителем эстетических взглядов поэта.
Целью доклада является анализ рецепции личности и творчества Делакруа в художественном мире Бодлера. Материалом для исследования послужили статьи Бодлера об искусстве («Салоны» 1845, 1846, 1859 гг., «Всемирная выставка 1855 года — Изобразительное искусство», «Творчество и жизнь Эжена Делакруа»), а также поэтическое творчество Бодлера, в котором отразился образ Делакруа.

Ключевыми моментами, связанными с творчеством Делакруа, являются проблемы колорита и роли и силы воображения в искусстве, а также идея интермедиальности и соответствий, синтеза живописи, музыки и слова. Делакруа связан со словесным творчеством, он черпал идеи для картин в литературе. Бодлер сравнивает художника с поэтом-романтиком В. Гюго и при анализе живописи прибегает к понятию «музыкальности». Стихотворение Бодлера «На картину “Тассо в темнице” Эжена Делакруа» представляет собой поэтический экфрасис, являющийся также воплощением идеи о синтезе разных искусств.
Личность самого Делакруа в художественной критике Бодлера прочитывается в контексте идей о романтическом герое-творце. Прослеживаются мотивы изгнания, неприятия обществом, акцентируются исключительный талант, черпание идей из внутреннего мира, двойственность натуры, противоречивость («ледяная оболочка» и «чувствительность», «страстность» и «несокрушимая воля»), ярко выраженный индивидуализм, а также меланхолия как основное настроение в творчестве и поведении.