XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Учебник «Поэзия» как литературный проект

Ася Александровна Морозова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-04-19
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется актуальное для современного литературного процесса понятие «литературный проект». Учебник «Поэзия», созданный Н. Азаровой, Д. Кузьминым и К. Корчагиным и вышедший в 2016 году в московском издательстве «ОГИ», рассматривается как тип литературного проекта, анализируются стратегии его авторов (от возникновения идеи до распространения готовой книги) и изучается читательский спрос и реакция профессионального сообщества. 

Тезисы

Современный отечественный литературный рынок оперирует понятием «литературный проект», которое тем не менее до сих пор не получило однозначной дефиниции, поскольку окончательно не сформировано в отечественном литературоведении. Осмысление данного понятия литературоведами М. А. Черняк, В. Л. Топоровым и критиками А. Кузнецовой, С. Чуприниным и др. происходит в нескольких направлениях:
1. Проект оценивается с точки зрения участия в его создании автора, издателя, менеджера и критика.
2. Проект рассматривается в контексте массовой литературы: современный издатель старается угадать потребности большей части читательской аудитории и создает проект с ориентацией на вкусы и запросы публики.
3. Проект анализируется в связи с его востребованностью литературным рынком: издатели и авторы заинтересованы в коммерчески успешном продукте, ориентированном на широкое распространение и большой объем продаж
В качестве литературного проекта мы рассматриваем учебник «Поэзия», изданный в 2016 г. Н. Азаровой, Д. Кузьминым, К. Корчагиным. В ходе исследования мы установили и проанализировали следующие особенности издания / разработки литературного проекта:
1. При создании учебника его составители исходили из потребности читателя «в учебнике по современной поэзии», который простым языком и доступным для непрофессионального читателя способом объяснит, «что такое стихи». Издания с ориентацией на непрофессионального читателя и стремлением «увлекательно и живо дать представление о науке» очень популярны в России в последние 5 лет (например, серия книг «Узнать за 30 секунд» издательства «РИПОЛ Классик», отдельные издания «Математика от А до Я» Анатолия Савина или «Физика от А до Я» Таисии Трофимовой), но учебник «Поэзия» — первый подобный опыт в области филологии.
2. Создатели учебника в качестве основной аудитории указывают школьников и студентов-филологов. Однако по ряду причин (отсутствие соответствующего предмета в школьной и университетской программах, несоответствие требованиям ФГОСа и др.) данная аудитория не испытывает потребности в этом проекте. Формат «учебника» направлен на формирование определенных ожиданий «непрофессионального» читателя и, вероятно, на формирование потребности среди данной аудитории и связан с маркетинговой стратегией по продвижению литературного проекта.
3. Как и любой литературный проект, учебник «Поэзия» ориентирован на коммерческий успех, о чем свидетельствует его широкая рекламная кампания — серия презентаций в книжных магазинах, университетах, библиотеках, рецензии в электронных литературных журналах «Лиterraтура» и «Colta».
4. Создание учебника связано с институтом соавторства, активно использующимся в работе над литературным проектом: над изданием работали авторы, близкие к журналу «Воздух» и кругу поэтов Д. Кузьмина.