XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Скрытая полемика с М. А. Булгаковым («Мастер и Маргарита») в рассказе В. Ф. Тендрякова «Параня»

Анастасия Сергеевна Смирнова
Докладчик
студент 1 курса
НИУ ВШЭ НН

201
2017-04-19
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Предмет исследования в докладе — полемика В. Ф. Тендрякова с М. А. Булгаковым, в романе которого «Мастер и Маргарита» литературная критика периода создания рассказа «Параня» (1969–71) акцентировала нравственную проблематику. Материалом являются рассказ Тендрякова «Параня» и роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы приходим к выводу о сходстве иррациональных ситуаций «исчезновения» людей в этих произведениях. Однако в рассказе Тендрякова не предусмотрена возможность нравственного выбора, что делает ситуацию принятия решения безысходной.

Тезисы

Основные задачи сопоставительного исследования рассказа «Параня» и романа «Мастер и Маргарита» следующие:
1. Выявить основные аспекты «нравственной проблематики» как доминанты критического восприятия романа Булгакова в конце 60-х годов;
2. Проанализировать структурно-смысловые связи между сопоставляемыми произведениями;
3. Выявить аспекты художественной полемики Тендрякова с Булгаковым.
Критики, писавшие о романе «Мастер и Маргарита» во второй половине 60-х годов (И. Виноградов, В. Лакшин), акцентируют проблему нравственного выбора, художественно реализованную в образе Пилата. В рассказе «Параня» Тендряков, обращаясь к событиям «лета 1937 года», актуализирует проблему принятия решений в сложных исторических обстоятельствах. Стилистически изображение «таинственных исчезновений» в рассказе «Параня» соотносимо с романом Булгакова (ср., например, исчезновения жильцов квартиры № 50). В центре рассказа — история юродивой Парани, в «бедном» сознании которой образ Христа контаминируется с образом Сталина, а представления о нечистой силе — с образом врагов советского режима. Абсурдность ситуации обусловлена тем, что начальник местной милиции Кнышев использует враждебность юродивой к некоторым жителям поселка как предлог для обвинения их в шпионской деятельности. Образ Кнышева полемичен по отношению к образу булгаковского Пилата. С одной стороны, подчеркивается их сходство: страдание от головной боли и страх перед обвинением в измене. Однако если Пилат в романе Мастера переживает свое бездействие и искупает «трусость» раскаянием во сне, то деятельность персонажа Тендрякова принципиально не предполагает нравственной дилеммы и не приводят героя к осознанию ценности человеческой жизни, как это происходит в сюжетной судьбе Пилата. Образ Парани противопоставлен как традиции русской литературы XIX в, так и элементам юродства (Иван Бездомный) и христоподобия (Иешуа) в романе Булгакова. Присутствие этой героини не приводит к преображению окружающих — напротив, оно способствует разрастанию иррационального. Анализ позволяет выявить существенные различия в художественном осмыслении истории и морали в двух произведениях. В романе Булгакова нравственные различения не имманентны историческому процессу и укоренены в трансцендентном бытии (бессмертие Пилата). Напротив, сосредоточенность на исторической реальности сближает художественное видение Тендрякова с фаталистическим восприятием истории у Л. Н. Толстого. Рассказ показывает, что в определенные исторические эпохи действие очевидных нравственных ценностей приостанавливается. Для преодоления внутренней безысходности необходима историческая дистанция, связанная если не с возможностью рационального объяснения, то хотя бы с попыткой художественного изображения и осмысления фактов трагического прошлого.