XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Смертельные идеи: рассказ С. Д. Кржижановского «Фантом»

Варвара Дмитриевна Васильева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-04-19
12:50 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассказу С. Д. Кржижановского «Фантом» (1926), в котором главным событием становится разоблачение идеи фантомизма. Анализ интертекста, а также структуры повествования, системы мотивов и образов, помогает обнаружить комплекс философских и научных теорий, на основе которых сформирована данная идея, и определить функцию их использования.

Тезисы

Рассказ «Фантом» (1926) был опубликован в составе сборника рассказов «Чем люди мертвы» в собрании сочинений С. Д. Кржижановского. Главная тема рассказа — двойничество — тесным образом связана с основной темой всего сборника — темой смерти. Героями-двойниками в рассказе являются Двулюд-Склифский, сначала студент медицинского факультета, затем — практикующий врач, и Фифка, инъецированный труп мертворожденного ребенка. В центре же сюжета — смертоносный для Двулюда разговор, в ходе которого Фифка представляет свою философию. 
В тексте отдельно упоминаются сочинения из личной библиотеки Склифского — работы Жана Батиста Дюамеля, французского священника и естествоиспытателя, Ганса Файхингера, немецкого философа-пессимиста, Людвига Андреаса фон Фейербаха, немецкого философа-материалиста и атеиста, Шарля Рише, французского психолога и физиолога. Выбор этих книг отчасти связан с профессией Двулюда, однако в большей степени он определен содержанием рассказа. Главной в этом списке является книга Файгингера «Философия “Как если бы”». В ней изложены основные постулаты фикционализма, образным воплощением которого и является Фифка с его концепцией фантомизма: все теоретические представления суть фикции, ничему в реальности не соответствующие; применение данных фикций обусловлено только практической пользой. Философия атеиста Фейербаха, объяснявшего возникновение религии природой человека, его стремлением проецировать свои черты вовне, также находит отражение в словах фантома, в которых отрицается бытие Бога, а в отказе Фифки от каких-либо желаний наблюдается влияние рассуждений Фейербаха о том, что все кантовские постулаты веры (помимо Бога, это свобода воли и бессмертие души) излишни. Недаром также в списке двулюдовских книг присутствуют сочинения первого секретаря Французской академии наук Дюамеля, который к концу жизни практически отказался от научной деятельности в пользу церковно-религиозной. Упоминание его имени актуализирует проблему разума и веры, совмещение которых представляется невозможным. Неслучайным оказывается и упоминание работы Шарля Рише — «Метапсихология», которое, с одной стороны, отсылает к также повлиявшему на образы героев рассказа психоанализу Фрейда (вторая дуалистическая теория влечений, Эдипов комплекс), поскольку ему приписывается создание этого термина, а с другой стороны — к деятельности самого Рише, посвященной изучению экстрасенсорных человеческих способностей. Иными словами, возникновение Фифки, двойника и второго «я» Двулюда, спровоцировано комплексом идей и фактов, почерпнутых героем из учебников, философских и медицинских трудов. Смерть Склифского, позволившего книжным идеям завладеть его сознанием, а фантому воплотиться, предстает своего рода расплатой за влечение к небытию, которое оказалось сильнее влечения к бытию.