XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэтика портрета в лирике В. Я. Брюсова

Наталия Алексеевна Дровалёва
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

188
2017-04-19
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе проанализированы поэтические портреты, выполненные В. Я. Брюсовым, и стихотворения, в которых возникают портретные детали. Как правило, учеными рассматриваются исключительно женские стихотворные портреты, за рамками исследования остаются отдельные портретные детали. Важным в ходе анализа оказывается тот факт, что созданный портрет вбирает и частички автора-художника, становясь ретранслятором того, что происходит в сознании писателя.

Тезисы

В докладе будут рассмотрены портретные стихотворения В. Я. Брюсова. Из-под его пера вышло немало лирических портретов, среди которых «живописный» портрет, т. е. предполагающий описание черт внешности, практически не встречается. Брюсов пытается создать не столько характер, сколько воплощенное живое чувство. В этом отношении показателен «Женский портрет» (1913), который являет собой портрет-воспоминание. Он обращен к А. П. Татариновой, сотруднице журнала «Русская мысль». Акцент делается не столько на внешности, сколько на передаче внутреннего мира героини. Некоторые детали повторяются от строфы к строфе. Глазам здесь уделяется особое внимание. Брюсов при создании женского портрета часто прибегает к сравнению с ребенком. Для него молодость и чистота оказываются тем, что может рождать в портрете смех и милую застенчивость. Но это не противоречит тому, что за детским обликом скрывается страстная натура. Таким образом, составляется динамический портрет. Стоит отметить, что в брюсовской лирике женский портрет занимает ведущее место и требует подробного рассмотрения с привлечением биографических материалов. Мужские портретные стихотворения Брюсова требуют отдельного серьезного рассмотрения, поскольку живописное начало в них еще более стерто. Как правило, это динамические портреты-впечатления, где возникает противопоставление лица и маски, которое ведет за собой вопрос истинности (на протяжении долгого времени волновал Брюсова). В данном отношении показательно стихотворение «Портрет» (1912). Можно предположить, что в стихотворении Брюсов изобразил себя. Он увлекался морфином, имел успех у женщин и был «одиноким мечтателем», холодным и равнодушным к людям (или хотел таким казаться). Л. А. Колобаева разрабатывает понятие «поэтического автопортрета» на материале творчества И. А. Бродского. Она указывает на то, что, подобно автопортрету в живописи, где художником через изображение внешности освещаются внутренний мир, психология творца, стихотворение превращается в духовную автобиографию поэта. В таком жанре должны отсутствовать, по мнению Колобаевой, отсылки к поэтическому творчеству автора, иначе стихотворение можно отнести к жанру памятника. Действительно, в стихотворении Брюсова прослеживается духовная биография поэта, в которой он признается в своем одиночестве. Кроме того, в стихотворения, связанные с различными мифологиями («Сны человечества»), Брюсов также вводит импрессионистические портретные детали.