XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Коммуникативные интенции участников интернет-коммуникации: отражение базовых культурных ценностей

Анна Михайловна Шестопалова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский городской педагогический университет

182
2017-04-18
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются коммуникативные интенции участников интернет-коммуникации на тему путешествий и стратегии их реализации с опорой на систему ценностных ориентаций. Согласно теории человеческой мотивации А. Маслоу предпосылки коммуникативных интенций заложены в основе человеческих потребностей. Теория речевых актов при этом позволяет выделить определенные языковые средства, характерные для определенного типа коммуникативных интенций. Цель исследования состоит в анализе комментариев интернет-пользователей на тему путешествий, выделении соответствующих интенций и их последующем описании.

Тезисы

В докладе рассматриваются коммуникативные интенции участников интернет-коммуникации на тему путешествий, определенные системой ценностных ориентаций. Несмотря на наличие ряда работ, посвященных изучению интернет-коммуникации в рамках различных сфер (социология, политика, медицина, лингвистика и др.), а также работ, направленных на изучение коммуникативных интенций, установок и поведения участников коммуникации, в настоящее время коммуникативные интенции участников интернет-коммуникации на тему путешествий не представляются достаточно изученными.
В докладе отмечается, что, опираясь на теорию человеческой мотивации А. Маслоу, представляется возможным предположить, что в основе коммуникативных интенций лежат определенные потребности, желания, которые индивид стремится удовлетворить. Например, в рамках интернет-коммуникации участники делятся информацией о своем опыте, проявляют стремление найти общие интересы, поддержать контакт с собеседником и др. Таким образом, можно выделить несколько типов коммуникативных интенций в рамках данного вида интернет-коммуникации.
Анализ комментариев пользователей на тему путешествий с опорой на теорию речевых актов показал, что большинство комментариев сопровождались фотографиями, что помогало выделить имплицируемую перформативность. Например, комментарий одного из пользователей Admiring so much beauty here in Costa Rica! сопровождался фотографией, изображающей человека, явно пребывающего в радостном настроении. Опираясь на данное сопровождение, представляется возможным «развернуть» данное предложение в высказывание I am admiring ... с отчетливой перформативностью: т. е. пользователь в момент воспроизведения данного высказывания осуществлял соответствующее действие, описываемое глаголом to admire.
В докладе отмечается, что языковое поведение участников коммуникации отражает базовые культурные ценности. Следовательно, представляется возможным предположить, что наряду со стремлением удовлетворить определенные потребности, коммуникативные интенции также отражают базовые культурные ценности участников коммуникации.