XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Анализ уровней ассоциативных реакций русскоязычных и англоязычных испытуемых на наименования лиц по профессии

Анастасия Николаевна Гулеватая
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

184
2017-04-20
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

В ходе исследования был проведён свободный ассоциативный эксперимент, где словами-стимулами являлись наименования лиц по профессии, а испытуемыми — носители русского и английского языков. Полученные в ходе эксперимента реакции были проанализированы с точки зрения уровней ассоциативной семантики и классифицированы на десять категорий, отражающих специфику ассоциативного поведения участников эксперимента. В исследовании отмечаются сходства в ассоциативном поведении русско- и англоговорящих, а также доказывается многоуровневость восприятия номинаций лиц по профессии в двух культурах.

Тезисы

Цель данного исследования — анализ ассоциативных реакций, полученных в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента (САЭ) на десять наименований лиц по профессии (НЛП). В САЭ приняли участие носители русского и английского языков. На 10 НЛП нами было получено 6000 словесных реакций, 75% из которых являются русскоязычными, 25% — англоязычными.
Анализ подтвердил, что ассоциативная семантика НЛП как в сознании носителей русского языка, так и в сознании носителей английского языка многоаспектна. Многоуровневое восприятие НЛП проявляется в том, что каждое НЛП может быть охарактеризовано широкой системой ассоциативно возникающих смысловых значений — от универсальных до индивидуально-специфических.
Стратегии ассоциативного поведения как англоговорящих, так и русскоговорящих испытуемых оказалась схожа. Анализ показал, что ответы испытуемых можно подразделить на десять категорий. Участники САЭ соотносили стимульные НЛП (1) с реалиями окружающей действительности, которые характерны для осуществления профессиональной деятельности того или иного специалиста; (2) с положительными/отрицательными личностными качествами, присущими тому или иному специалисту в понимании испытуемого; (3) с половой принадлежностью; (4) с социальными и/или национальными характеристиками; (5) с уровнем дохода или материальным положением; (6) с местом работы; (7) с речевым поведением, характерным для того или иного специалиста, или с речевым поведением, характерным для испытуемого в отношении того или иного специалиста. В отдельные группы могут быть вынесены (8) культурные и прецедентные ассоциации; (9) ироничные или шутливые реакции; (10) экстрасигнальные реакции, где связь между стимульным НЛП и ассоциатом не ясна для исследователя, но отражает индивидуальный опыт испытуемого или то, что его волнует в настоящее время.
Таким образом, в данной работе был проведен анализ ассоциативного поведения испытуемых, в результате которого был сделали вывод, что ассоциативное значение НЛП является многоуровневым. Оно включает предметные, эмоционально-оценочные, метафорические, культурные, прецедентные, шутливые и другие ассоциации, причем ядром ассоциативного поля являются реакции, непосредственно связанные со стимулом.