XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Пятое путешествие Гулливера» В. И. Савченко: новые приключения героя Дж. Свифта

Наталья Викторовна Алпатьева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-04-19
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассказывается о повести советского писателя-фантаста В. И. Савченко «Пятое путешествие Гулливера» — своеобразном продолжении знаменитого романа Дж. Свифта. По сюжету повести Гулливер попадает в Тикитакию — страну прозрачных людей — и понимает, что они не дикари, а разумный народ. Повесть Савченко сопоставляется с романом 1726 г. в композиционном, содержательном и стилистическом аспекте; на всех уровнях присутствуют как сходства, так и различия. «Пятое путешествие...» является цельным самостоятельным текстом, демонстрирующим оригинальный взгляд автора на идеи Свифта.

Тезисы

Цель данного исследования — анализ творческой рецепции «Путешествий Гулливера» Дж. Свифта в России на примере одного из российских продолжений романа — повести В. И. Савченко «Пятое путешествие Гулливера». В данном произведении Гулливер попадает на остров Тикитакию, жители которого абсолютно прозрачны; общаться между собой они могут с помощью внутренних органов. Тексты сопоставляются с точки зрения построения, авторской манеры изложения, а также основной идеи. Повествование в работе Савченко ведется от лица протагониста; в ней 10 глав, перед каждой из которых автор тезисно излагает их содержание (как и Свифт). Язык российского автора контрастирует с выдержанным стилем английского сатирика; в отличие от романа 1726 г., в повести много прямой речи, разговорных и даже просторечных выражений. Главным идейным различием текстов является показанное в каждом из них отношение к человеческой природе, обусловливающее специфику жанра. В сатирическом романе Свифта герой полностью разочаровывается в людях и идеализирует гуигнгнмов, встретившихся ему во время четвёртого путешествия. Гулливер Савченко также во многих отношениях ставит честных и неагрессивных жителей Тикитакии выше европейцев, однако признаёт, что островитяне не лишены своих недостатков и в конце повести приходит к выводу, что «нет народов лучших и худших, а есть разные – и все друг друга стоят».