XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Метафора в современной шведской прозе

Серафима Сергеевна Федорова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

204
2017-04-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён вариантам употребления метафор в шведской художественной прозе на примере романа современного писателя Т. Баннерхеда (Bannerhed) «Вóроны» («Korparna»). В исследовании рассматривается роль метафоры в языке и в художественной литературе, а также возможные способы реализации различных функций метафоры в художественном тексте. 

Тезисы

При изучении метафоры исследователи часто обращаются именно к художественным текстам, поскольку в литературе такого рода наиболее полно реализуются лингвистические, риторические, когнитивные и др. функции метафоры.
Материалом исследования послужил вышедший в 2011 г. роман «Вóроны» («Korparna») Т. Баннерхеда (р. 1966, Bannerhed), получивший высокие оценки критиков и удостоившийся престижной премии им. А. Стриндберга. Язык романа отличается тонкой лиричностью и яркой иносказательностью, придающей роману особую патетику, которая в то же время восходит к богатой традиции скандинавской литературы.
Целью исследования было выяснить, какие функции выполняет метафора в системе языка и какими способами те или иные функции метафоры реализуются в конкретном тексте.
В результате стало очевидно, что художественная проза может изобиловать как языковыми (лексикализованными), так и художественными (авторскими) метафорами. В первом случае имеется в виду метафора, функцией которой является номинация предметов и явлений на основе их сходства с уже известными вещами и понятиями. Такие метафоры чаще всего встречаются в сферах, которым присуще постоянное развитие — наука, медицина, технологии и т. д. В отличие от языковой художественная метафора обладает ярко выраженной экспрессивной функцией, её роль в основном эстетическая. Часто художественные метафоры лексикализуются и из окказионализмов превращаются в устойчивые элементы языка.
Примеры метафорических выражений в романе Баннерхеда показывают, что тематика и пафос произведения тесно связаны с тем, между какими сферами производится метафорический перенос. В романе наиболее яркие художественные метафоры служат для описания природы и человеческих ощущений. Активно используется такой приём, как олицетворение, и зачастую автор обращается не только к частям тела, действиям и чувствам человека, но и к предметам человеческого быта. Также автором заимствуются наименования из метафизических сфер: повествование изобилует метафорическими переносами из области религии, мифологии и потустороннего мира. Возвышенный мистический тон в романе поддерживается генитивными метафорами (включающими существительные в родительном падеже), поскольку подобные выражения характерны для религиозных текстов. Для описания телесно-психических переживаний героя автором в основном используются универсальные сравнения человеческих ощущений с температурными и физическими явлениями.
Языковые метафоры в шведском языке во многом универсальны, однако существуют и специфические ее особенности, что необходимо учитывать при переводе шведских текстов на русский язык. В целом же метафора в шведской прозе выполняет экспрессивную функцию, которая выражается как семантическим, так и грамматическим способами.