XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Самоидентификация в эпистолярном наследии А. К. Толстого как форма авторского самоопределения (лексико-семантический аспект)

София Андреевна Кузнецова
Докладчик
студент 3 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

195
2017-04-18
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Письма А. К. Толстого являются не только произведениями, представляющими художественную ценность, но и источником информации о художественном мировидении писателя. Мы классифицировали ключевые лексемы в эпистолярном наследии А. К. Толстого, воплощающие словесный автопортрет автора и отражающие самоидентификацию поэта и его мировоззренческие позиции. 

Тезисы

А. К. Толстой — представитель позднего русского романтизма в историко-литературном процессе XIX столетия. Потомкам Толстой оставил не только драматические и лирические произведения, но и эпистолярное наследие — важнейший документальный материал для изучения его жизни и творчества. Письма Толстого являются источником информации о его художественном мировидении. Целью исследования являлось определение круга ключевых лексем (в дальнейшем — КЛ), составляющих словесный автопортрет Толстого. Мы опирались прежде всего на самономинацию автора, входящую в лексическое окружение местоимений «я» и «мой/моя/моё/мои». Собранный материал отражен в многоступенчатой классификации лексем-самоидентификаторов. 1. КЛ с семантикой «Характеристика личности». Здесь, по нашему мнению, целесообразно выделить подпункты: 1) внешность («…Я же пойду в саперы, чтобы не брить бороду») и 2) черты характера («Характер у меня — с надрывом, он чувствителен к малейшему прикосновению, но мелочности в нем нет…»). 2. КЛ с семантикой «Характеристика мировоззрения». Ко второму пункту мы отнесли лексемы, выражающие: 1) нравственные основы («…если я не смогу остаться честным человеком на этом месте, я уйду во что бы то ни стало, хоть напролом!», «Мой ум медлен и находится в под влиянием моих страстей, но он справедлив…», «Я всегда предвидел большую способность самоотвержения, — но во имя чего?..»); 2) взгляды на искусство («Я родился художником», «Но в моей личной жизни я хочу жить искусством и во имя искусства»); 3) взгляды на политику («Я никогда не мог бы быть ни министром, ни директором департамента, ни губернатором», «Я не чиновник, а художник»). Кроме того, имеют место лексемы, характеризующие национальную принадлежность Толстого (я малороссиянин, я славянин). Несколько более распространенными являются лексемы, характеризующие состояние души поэта, его настроение (мне грустно, все мое существо растерзано, моя натура возмущается) и его трепетное отношение к жене (я в гораздо большей мере — ты, чем — я сам; никто, кроме тебя, не может меня исцелить). Таким образом, лексико-семантическое исследование эпистолярного наследия А. К. Толстого позволяет утверждать, что поэт и драматург оставил потомкам полную характеристику своей личности, своего мировоззрения и миропонимания. Не имея особой цели вознести свою личность, он сам охарактеризовал себя как человека поистине интеллигентного, честного, справедливого, порядочного, любящего всем сердцем любое проявление искусства и воспевающего его в каждом своем слове.