XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Архетип близнечества в романе Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

Анастасия Сергеевна Панова
Докладчик
магистрант 1 курса
Северный (Арктический) федеральный университет

190
2017-04-21
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования — выявление элементов мифа о священных близнецах и их трансформации в современной литературе на примере романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В докладе рассмотрены следующие мотивы, связанные с представлением о близнецах: общие корни, граница между миром «своих» и «чужих», путешествие в иномирие и жертвенная смерть близнецов.

Тезисы

В основе человеческой культуры лежат базовые архетипы, один из которых — архетип близнечества. Это связано с тем, что сознание человека воспринимает мир через оппозиции. Именно поэтому у истоков происхождения мира (города, государства) у многих народов стоят близнецы-антагонисты.
Современные писатели также обращаются к этим фундаментальным моделям. В связи с этим целью нашего исследования является выявление элементов мифа о близнецах и анализ его трансформации в литературе XXI  в. В качестве иллюстративного материала был выбран роман ирландского писателя Д. Бойна (род. 1971, Boyne) «Мальчик в полосатой пижаме» («The boy in the striped pyjamas»), изданный в 2006 г. В романе рассказывается о дружбе двух мальчиков, немца и еврея, в годы Второй Мировой войны.
Миф о близнецах актуализируется в кризисный момент, в момент распада старого мира и традиционных ценностей. Образы близнецов воплощают в себе фундамент, основу нового мира. Такими близнецами в романе являются немец Бруно и еврей Шмуэль. В романе старый мир — это жесткость и кровопролитие, новый мир — мир без войны. Благодаря жертве мальчиков отец Бруно, комендант концентрационного лагеря, отказался от того, что считал важным: «Фурора», фашистской идеологии, своей работы.
Используя модель близнечества, автор обращается к следующим мотивам: общие корни / родство главных героев, мотив путешествия в иномирие, представление о границе «своих» и «чужих» и мотив жертвенной смерти в финале романа.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1) мифологические архетипы актуальны и по сей день; 
2) эти модели активно «эксплуатируются» современной литературой;
3) несмотря на «временное» наслоение, архетип не утрачивает связь с ключевыми нарративными мотивами: родство мифологических близнецов, мотив путешествия в иномирие, мотив жертвенной смерти ради всеобщего блага.