XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Языковые средства создания образа молнии как одного из компонентов грозы (на материале русской прозы XIX–XX вв.)

Алёна Сергеевна Коновалова
Докладчик
магистрант 2 курса
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

171
2017-04-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Объектами анализа выбраны следующие произведения: «Отрочество» Л. Н. Толстого, «Степь» А. П. Чехова, «Июльская гроза» А. П. Платонова. Пейзаж в произведениях является одним из средств передачи психологического состояния героев. Образ грозы и составляющие его компоненты предстают не столько в предметно-описательном значении, сколько в качестве определенного эмоционального фона, накладывают на образы главных героев свой отпечаток. Каждый пейзаж в произведениях выполняет определенную функцию.

Тезисы

Важной особенностью стиля многих авторов является использование приёма остранения, цель которого, по мнению В. Б. Шкловского, — «дать ощущения вещи как видение, а не как узнавание». Актуальность исследования обусловлена тем, что образ молнии проанализирован на основе художественной образной константы (своеобразной методологической доминанты), понятие которой разрабатывается Н. В. Халиковой. Кроме того, исследовательница выделяет прототипические константы. Л. Н. Толстой в повести «Отрочество» использует в основном глаголы и прилагательные, соответствующие прототипическим константам молнии: молния на одно мгновение  освещает  серое  сукномолния светила шире и бледнееослепительная молния, употребляя при этом всего два глагола, не являющихся прототипическими константами: молния вспыхивает как будто в самой бричке; молния заставляет лошадей остановиться. Особенностью повести А. П. Чехова «Степь» является обилие метафорических употреблений, выступающих как ведущий принцип лексико-семантической организации текстового фрагмента: даль мигала бледным светом, как веками. Для передачи интенсивности света Чехов прибегает к использованию необычных сравнений: налево, как  будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая полоска. В рассказе А. П. Платонова «Июльская гроза» метафорическое словоупотребление также выступает в качестве ведущего принципа лексико-семантической организации текстового пространства. Для создания зрительной характеристики молнии Платонов использует глаголы, употребляющиеся в переносном значении и способные передать динамичность зрительной картины: сначала молния бросилась вниз далеко за деревней, но там ей было плохо или некуда было ударить, потому что молния подобралась обратно в высоту неба, и оттуда она сразу убила одинокое дерево. Постепенно в тексте возрастает роль образных средств, передающих эмоциональную напряжённость повествователя и изображающих образ молнии как одушевлённого явления: молния тоже умерла в дереве; Антошка увидел молнию, вышедшую из тьмы и ужалившую землю; Антошка понял, что молния, убив дерево, сама не умерла, но прошла через корни дерева в кузницу и снова стала огнем. Характеризуя действие, связанное с компонентом «гроза», автор прибегает к олицетворению и сравнению: Лишь далеко-далеко, в чужих и тёмных полях, вспыхивали зарницы, точно это смежались глаза у усталой тучи. Таким образом, для изображения молнии авторы прибегают к различным языковым средствам. Толстой изображает молнию с помощью глаголов и определений, как соответствующих, так и не соответствующих прототипическим константам. Особенностью изображения молнии у Чехова и Платонова является использование ярких выразительных средств, таких как олицетворения, сравнения, метафоры.