XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ России в англоязычном публицистическом дискурсе (лингвистический аспект)

Анна Дмитриевна Баранова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2017-04-18
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен лингвистическим средствам репрезентации образа России в английской публицистике. Исследуются материалы BBC, CNN, The Guardian и The New-York Times за 2015–2016 гг. Образ России рассматривается в двух плоскостях: собственно лингвистической и тематической. В результате выявляются основные приемы, используемые в англоязычных СМИ для формирования и тиражирования образа России.

Тезисы

Исследование посвящено лингвистическим приемам репрезентации современного образа России в англоязычном публицистическом дискурсе. Актуальность обусловливается тем фактом, что национальный образ, тиражируемый в СМИ, непосредственно связан с международной политической и социально-экономической обстановкой и формирует отношение читателей к иностранному государству.  Целью работы является выявление и изучение лингвистических приемов репрезентации образа России в СМИ Великобритании и США. Для достижения цели разработаны следующие задачи:  1) рассмотреть понятие национального образа с точки зрения имагологии; 2) охарактеризовать основные черты западного образа России; 3) выявить способы лингвистической репрезентации образа России; 4) исследовать приемы описания образа России с точки зрения лексикологии и стилистики; 5) провести лингвистический анализ англоязычного образа России по основным тематическим направлениям. Исследование проводится на материале английских веб-сайтов BBC и The Guardian и американских сайтов CNN и The New-York Times за 2015—2016 гг. В ходе работы отбирались статьи, связанные с Россией, после чего проводился лингвистический анализ текстов статей. Отобранные примеры подпадают под собственно лингвистическую или тематическую классификацию. Лингвистическая классификация включает в себя четыре уровня анализа: 1) денотативный, связанный с использованием безэквивалентной лексики (the Kremlin, babushka, intelligentsia и т. д.); 2) коннотативный, включающий в себя коннотативно окрашенную лексику (The accumulation of recent Russian provocations is daunting); 3) ассоциативный, использующий устойчивые ассоциации с Россией (The post-cold war era is over, and a new era has begun. Cold war 2.0); 4) метафорический, связанный со всевозможными средствами выразительности и стилистическими приемами (Russia will always have some success in trying to sow political divisions among the EU's 28 member states). Тематическая классификация лексем необходима для лингвистической характеристики следующих аспектов образа России: 1) внешняя и внутренняя политика; 2) образ президента; 3) российские СМИ; 4) международные спортивные события с участием России; 5) российская культура. В результате исследования выявляются основные приемы, используемые в англоязычных СМИ для поддержания и тиражирования образа России. Показано, что на современном этапе лингвистические средства играют существенную роль в реализации негативного имиджа России в англоязычных странах.