XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Музыка в фильмах Микеланджело Антониони

Елена Джеираниевна Микеладзе
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2017-04-19
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Объектом исследования являются кинокартины режиссера 1950-х — 1960-х гг. Предметом исследования является музыка в фильмах 1950-х — 1960-х гг. Основное внимание уделяется раскрытию методов работы режиссера с музыкой в кадре, определению места музыки в кинофильмах, средствам и приемам, используемым режиссером. Предпринята попытка проследить тенденции развития в музыкальном сопровождении и изменение характера музыки в фильмах Антониони указанного периода. 

Тезисы

В качестве материала исследования были взяты следующие кинокартины режиссера: «Хроника одной любви» / Cronaca di un amore (1950); «Дама без Камелий» / La signora senza camelie (1953); «Побежденные» / I vinti (1953); «Подруги» / Le amiche (1955); «Крик» / Il grido (1957); «Приключение» / L'Avventura (1960); «Ночь» / La note (1961); «Затмение» / L' Eclisse (1962); «Красная пустыня» / Deserto Rosso (1964); «Фотоувеличение» / Blow up (1966). В ходе исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать музыкальный  и инструментальный состав, методы работы с музыкой в кадре; охарактеризовать средства музыкальной выразительности, выделить лейтмотивы. В результате исследования можно сделать следующие общие выводы. Вместе с преобразованием фильмов автора меняется и характер музыки в них. 1950-е гг. являются периодом начала профессиональной карьеры Микеланджело Антониони. На данном этапе музыку можно считать средством отражения чувств главных героев кинолент. Такой характер музыкального сопровождения особенно ярко прослеживается в фильмах «Хроника одной любви» и «Дама без Камелий». На следующее десятилетие приходится расцвет творчества режиссера. Движение Антониони от изобразительных форм неореализма к собственному авторскому стилю означало отказ от музыки как от некоего манипулятора зрительскими эмоциями. Также изменение характера музыки зависело от сотрудничества режиссера с новыми композиторами. Например, к кинофильму «Фотоувелечение» музыку  пишет лондонский композитор Херби Хэнкок. В данном случае, музыка является, в большей степени, демонстратором модных течений.  Интерес Антониони к музыке — это прежде всего интерес к новому языку нового поколения, который создается в ответ на кризис коммуникации со старшим поколением. Режиссер использует новый подход к применению музыки и к записи звуков вообще. Музыка не исчезает, но мы не слышим клавиш или скрипок, склоняющих к лирическому тону, никаких крещендо, навязывающих изображению помпезность. Для Антониони использование музыки таким образом — это провокация зрителя на ожидаемую эмоциональную реакцию; проблема, которая кроется в самой ее предсказуемости, а значит типичности и упрощенности.