XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Прагматические характеристики модных журналов эпохи модерна (на материале русских журналов конца XIX — начала ХХ вв.)

Марина Александровна Жиделева
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский городской педагогический университет

171
2017-04-19
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуются коммуникативно-прагматические, лексико-семантические и стилистические особенности языка индустрии моды на материале журнала «Модный курьер». Выявляется реализация лингвистических, прагматических и психологических приемов воздействия на читателя в модных журналах эпохи модерна. По результатам исследования выявлено и описано экспрессивное воздействие оценочных компонентов высказываний в тексте журналов моды.

Тезисы

Целью настоящего исследования является изучение, выявление и описание прагматических характеристик модных журналов, а также культурологических и семантических факторов, влияющих на выбор оценочных лексем. Язык индустрии моды, используемый в текстах модных журналов эпохи модерна, представляется релевантным для изучения и лингвистического анализа. В настоящее время изучены разные аспекты проблемы модерна. В то же время остается неизученной тема моды, костюма и модных журналов. Материалом исследования послужили номера семейного иллюстрированного журнала моды, хозяйства и литературы «Модный курьер» конца XIX — начала ХХ вв. Рассмотрены статьи, посвященные модным тенденциям, уходу за собой, кулинарии и ведению домашнего хозяйства. Кроме этого, проанализированы  приложения к журналу: руководство для портных по кройке и шитью, руководства для барышень и дам по изучению изящных ремесел. Исследование в области прагматики текста представляется актуальными в связи с ярко выраженным воздействующим характером публицистических текстов на сознание реципиента информации. Основным способом воздействия текста на читателя является использование эмоционально-экспрессивных и эмоционально-оценочных языковых средств. В ходе исследования была выявлена тенденция авторов модных журналов влиять на сознание читателей посредством лингвистических и психолингвистических приемов. На морфологическом уровне наблюдается использование авторского «мы», инклюзивного «мы», императива, слов с суффиксацией, выражающей субъектную оценку. На лексическом уровне в текстах модных журналов обнаружено взаимодействие нейтральной лексики с разговорно-эмоциональной лексикой. Оценочные средства в основном представлены прилагательными с положительной коннотацией. Данные приемы позволяют повысить эмоциональность и информативность текста, сэкономить пространство журнала, создать атмосферу косвенного общения с живым человеком или даже знакомым, повысить степень доверия читателя к мнению автора и расположить его к восприятию изложенной информации, выделить значимую информацию. Использование рисунков, сопровождающих повествование, служит для более легкого зрительного восприятия. Визуализация товаров, описываемых в журнале, и рекламы придает тексту развлекательный характер.