XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Неологизмы в текстах СМИ за 2015–2017 гг.

Мария Александровна Вахрушева
Докладчик
магистрант 1 курса
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

171
2017-04-18
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены различные типы неологизмов, выбранных из популярных СМИ (печатных и сетевых), и выделены наиболее продуктивные словообразовательные модели. 

Тезисы

Язык как сложная динамическая система находится в постоянном движении и развитии. Наиболее значительным примером динамического характера языка является постоянное изменение его словарного состава, а именно появление неологизмов. Ярче всего данный феномен прослеживается в текстах СМИ, т. к. это именно та система, которая чутко реагирует на все изменения в обществе, включая языковые. В ходе данной работы проведен анализ популярных печатных и сетевых СМИ (порталы Lenta.ru, Snob.ru, «Новая газета», «Литературная газета», газета «Комсомольская правда», «Российская газета» и др.).
Отметим, что появление новых слов и словосочетаний отражает не только явления и события современной действительности, но и стимулирует новые процессы в области словообразования, словоупотребления и словоизменения. В этой связи новые явления в лексике необходимо рассматривать с учетом новых словообразовательных моделей. Для рассмотренной лексики можно указать как наиболее продуктивные способы словообразования, так и словообразовательные неоморфемы. Так, в текстах печатных и сетевых СМИ (2015—2017 гг.) появилось большое количество неологизмов, образованных с помощью сложения или сращения целых слов, основ слов, целого слова и части слова, а также с помощью аффиксальных способов словообразования. При этом в качестве производных выступают как русские лексемы, так и заимствованные. Напр., к продуктивным относятся неологизмы, составной частью которых является заимствованное слово селфи. Среди неологизмов можно выделить узуальные и индивидуально-авторские, окказиональные. Такие неологизмы чаще всего возникают в текстах СМИ, посвященных политическим событиям. Также за два года появилось много неологизмов, образованных на базе фамилий известных политиков: Меркель, Трамп, Кадыров, Псаки. В ходе анализа текстов было обнаружено, что и авторские неологизмы могут становиться «донорами» словообразовательных парадигм. Так, придуманное писателем В. Дороховым в 2000 г. существительное лжизнь стало актуальным для обозначения реалий современной жизни, оно дало целый ряд неологизмов в интернет-среде. Также нам удалось выяснить, что неологизмы обладают возрастной маркировкой. Так, слова мимишное, ничоси!, фэйспалм, троллинг не знакомы людям старше 30 лет. Данные неологизмы получили распространение исключительно внутри интернет-пространства, поэтому являются актуальными только для молодежной речи. Перспективным направлением, думается, является выявление новых словообразовательных моделей и неоморфем в различных типах дискурса.