XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией

Виктория Владиславовна Кшняскина
Докладчик
сотрудник
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

184
2017-04-20
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен роли жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией. Исследование проведено на материале нарративного корпуса «Russian CliPS» (Рассказы о грушах), видеозаписи из которого были размечены в лингвистическом аннотаторе «ELAN» и включали жестовую разметку. Результаты анализа свидетельствуют о том, что наиболее часто трудности лексического доступа у пациентов связаны с поиском существительных и глаголов, при этом жестикуляция (указательные и ритмические жесты, жестовые ударения) способствует успешному лексическому поиску.

Тезисы

Настоящее исследование направлено на изучение влияния спонтанной жестикуляции на эффективность лексического поиска при одном специфическом виде афазии — эфферентной моторной. Цель исследования — выделить части речи, лексический поиск которых был затруднен; провести анализ успешности лексического доступа в зависимости от наличия жестов; установить типы жестов, способствующие лексическому доступу на групповом и индивидуальном уровне. В исследовании приняли участие 5 носителей русского языка как родного (4 — с ведущей правой рукой, 1 — с ведущей левой рукой; возраст: от 40 до 56 лет (средний — 50); 3 женщины), все из которых пострадали от инсульта головного мозга. В качестве материала был использован нарративный корпус «Russian CliPS» с видеозаписями пациентов, пересказывающих содержание немого 6-тиминутного видеоролика «О Грушах». Разметка видеозаписей производилась в программе-лингвистическом аннотаторе «ELAN» послойно (транскрипция в стандартной орфографии, описание жеста, тип жеста, другие части тела). Результат лексического доступа был поделен на неудачу; замену (парафазия, фонетическое искажение, циркумлокуция); успех.
Наиболее частотным оказался поиск существительных и глаголов. С использованием жестов лексический доступ чаще был успешным. Успешному лексическому доступу на групповом уровне способствовали указательные жесты, жестовые ударения и ритмические жесты, на индивидуальном уровне результат зависел от степени афазии (легкая: все жесты (1 пациент), остальные 2 – жестовые ударения, изобразительные жесты; средняя: ритмические жесты, жестовые ударения).