XLVI Международная филологическая научная конференция

Особенности образования производных слов от звукоподражательных основ (на материале немецкого языка)

Лилия Викторовна Соколова
Докладчик
аспирант
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

11-О
2017-03-17
16:40 - 16:55

Ключевые слова, аннотация

Звукоизобразительная система языка, звукоподражательная система языка, ономатоп, звукоподражание, словообразовательная модель, способ словообразования.

Тезисы

Звукоподражательная система немецкого языка в данный момент недостаточно изучена в отечественной лингвистике, отсутствует системное исследование данной подсистемы языка. Тем не менее, лингвистами предпринимались попытки классификации звукоподражаний. Например, исследователи A. M. Газов-Гинзберг, С. В. Воронин, И. В. Арнольд, Е. С. Жаркова, Н. М. Юсифов внесли весомый вклад в описание ономатопов.
Цель нашего исследования — дать системное описание звукоподражательным словам немецкого языка в семантическом и деривационном аспектах. Нами были поставлены следующие задачи:
1. определить перечень немецких звукоподражательных слов;
2. провести семантическую классификацию данных слов;
3. выявить базисные семантические группы в системе немецких звукоподражательных слов;
4. охарактеризовать каждую семантическую каждую семантическую группу, рассмотреть закономерностей ее формирования;
5. установить семантические трансформации звукоподражательных основ и их дериватов;
6. определить наиболее частотные способы образования звукоподражательных слов в немецком языке.
В результате нами было выделено более 1000 звукоподражательных слов и их производных в немецком языке и была предложена классификация слов по семантическому признаку, объединяющая в группы звукоподражания, реферирующие к одному классу предметов или явлений; Классификация состоит из 7 семантических групп, например, семантическая группа «Звукоподражания голосам животных и птиц»; семантическая группа «Звукоподражания звукам неживой природы» и т. д. Также были выделены словобразовательные модели для данных групп. Наиболее продуктивными способами являются суффиксально-префиксальный способ, словосложение и конверсия, выраженная субстантивацией инфинитива и номинализацией, а также редупликация.