XLVI Международная филологическая научная конференция

Идеологически значимое слово в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина» («пустой», «пустота» и производные)

Екатерина Сергеевна Батищева
Докладчик
старший лаборант
Санкт-Петербургский государственный университет

210
2017-03-14
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Художественная семантика, идеологически значимое слово, этюд о слове, художественный стиль М. Горького, «Жизнь Клима Самгина».

Тезисы

Образ пустоты является центральным в художественном замысле «Жизни Клима Самгина»: одна из ранних версий названия повести — «История пустой души», внутренняя пустота — определяющее для образа главного героя качество. Прилагательное пустой и его производные входят в состав идеологически значимой концептивной лексики произведения.
Ряд крупных по объему образных контекстов, насыщенных лексикой с отрицательной семантикой, описывает переживание Климом своей внутренней пустоты [напр., Горький, т. 21, с. 310]. Душа Клима не заполнена, однако не лишена содержимого — в ней находятся чуждые Климу пустые в переносном значении (пустой — ‘бессодержательный…; не удовлетворяющий серьезным интересам, бесполезный’ (Словарь Ушакова)) идеи, слова и мысли, которые Клим перенял у «учителей жизни». С пустотой связана тема слова: «пустые люди» [Там же, т. 24, с. 154] стараются защититься словом от действительности, которая может оставить их «в стороне, в пустоте, где не обитают надежды и нет места мечтам» [Там же, т. 24, с. 365], интеллигенты хотят с помощью революции спастись от «пустой, словесной жизни» [Там же, т. 22, с. 252]. Значение 'полый' проявляется в образе пустого человека — мыльного пузыря, поверхность которого отражает чужие мнения [Там же, т. 24 с. 154].
Образ пустоты используется в осмыслении ряда общественно-политических вопросов. Так, пустота — одно из свойств России, по которому она противопоставляется Европе [напр., Горький, т. 23, с. 287].
Ряд употреблений лексем близок к примерам из других произведений М. Горького, однако в повести образ пустоты имеет особую значимость и свои особенности, что отражено в его эстетической реализации в слове.
Литература
Горький А. М. Полное собрание сочинений: Художественные произведения. В 25 т. М.: ИМЛИ РАН, 1968–1976.