XLVI Международная филологическая научная конференция

Реализация лексического подхода через преподавание коллокаций для целей тестирования и реального общения

Татьяна Юрьевна Репина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

2-У
2017-03-16
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Преподавание английского языка, лексический подход, критерии оценки лексики, лексическая сочетаемость, коллокация, клише, языковой корпус.

Тезисы

Уровень сформированности иноязычной компетенции в значительной мере определяется лексическим диапазоном обучающегося, его умением правильно выбрать коллокацию, соответствующую коммуникативной задаче и стилю речи и не препятствующую пониманию. Проблема реализация лексического подхода в процессе развития продуктивных речевых навыков обусловлена, во-первых, фактическим отсутствием свободы выбора типа лексических словосочетаний для решения конкретных задач коммуникации. Обучение и языковое тестирование проходит в условно-речевых ситуациях, в которых использование речевых формул и устойчивых сочетаний оценивается как показатель освоения лексического материала и заданного стиля общения, а также сокращает вероятность ошибок в употреблении. Во-вторых, приоритет устойчивых словосочетаний в типовых ситуациях общения объясняется соответствием критериям оценивания языкового уровня. Хотя использование регламентированной лексики упрощает стандартизацию критериев оценивания, анализ КИМов выявил недостаточную определенность в описании критериев оценки лексики и навыков ее употребления. В реальном общении клишированность речи воспринимается как недостаток. Предпочтение свободных словосочетаний штампам означает умение выбирать между функциональностью и образностью речи, между однозначным и обусловленным этикетом деловым общением и свободным самовыражением. Задача современного лингвистического образования — найти разумный баланс. Наконец, сам обучающийся должен быть подготовлен к интернациональному общению, уметь провести графематический, морфемный, синтаксический и семантический анализ, владеть лингвистическими навыками и инструментами. В частности, использовать возможности языковых корпусов, которые гарантируют достоверность  и правильность коллокаций.