XLVI Международная филологическая научная конференция

Раскадровка литургического хронотопа: от эстетики вертепа к движущимся картинкам (на материале внутреннего убранства православного храма)

Елена Владимировна Рыйгас
Докладчик
научный сотрудник
Социологический институт Российской Академии наук

кинозал
2017-03-18
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Литургический хронотоп, сакральное пространство, иконостас, монтаж.

Тезисы

Анализ эстетики богослужебных действий в православных храмах позволяет выявить в них структуру визуализации текста, присущую кинематографу.
Интерьер храма подчинен идее локализации полицентричного библейского хронотопа в религиозной живописи и в ритуальных действиях. Наличие фигур исполнителей и наблюдателей ритуала предопределяет рельефную выделенность только одной части храма — алтаря с высоким иконостасом. Плоскость иконостаса в этом случае становится семантическим и эстетическим центром, где в разворачивании визуального и вербализованного повествования используется монтаж в виде ритмичных разрывов. Горизонтальное и вертикальное членение поверхности высокого иконостаса обеспечивает восприятие одинаково кадрированных икон по определенной траектории взгляда, а особая игра света и теней во взаимосвязи с отсвечивающей басмой или позолотой икон задает дополнительный эффект драматической насыщенности изображенных фигур святых или ангелов.
В ранний период формирования алтарной преграды динамика визуального ряда обеспечивалась постоянной сменой выставляемых на престоле икон, посвященных церковным праздникам. Затем принцип динамической съемной конструкции получил развитие в виде портативных складней с фигурками, известных как вертепы.
В убранстве православного храма эстетика вертепа проявляется благодаря контрасту фактур неподвижного высокого иконостаса-декорации и перемещающихся по ограниченному набору траекторий фигур священников в одеждах, не образующих при ходьбе складок и поэтому создающих впечатление неподвижности и механичной монументальности.
Предопределенная ритуалом неподвижность наблюдателя компенсируется избыточной сенсорной нагрузкой, что при определенных условиях создает высокий потенциал вовлечения в происходящее вплоть до смены идентичности.