XLVI Международная филологическая научная конференция

Тип подпольного человека в прозе Н. А. Некрасова и Я. П. Полонского

Елена Алексеевна Федорова (Гаричева)
Докладчик
профессор
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

188
2017-03-15
16:10 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Русская литература XIX в., проза Н. А. Некрасова, проза Я. П. Полонского, подпольный человек.

Тезисы

Традиционно тип «подпольного человека», описанного Ф. М. Достоевским в «Записках из подполья» (1864) возводят к «маленькому человеку» Н. В. Гоголя (С. Г. Бочаров, О. Г. Дилакторская) и «лишнему человеку» И. С. Тургенева (Н. Ф. Буданова). Некоторые исследователи также в числе предшественников Достоевского называют М. Ю. Лермонтова (В. И. Левин). Р. Г. Назиров, В. Г. Одиноков, А. Б. Криницын рассматривают эволюцию героя Достоевского от мечтателя к подпольному парадоксалисту. К. В. Касаткина заметила сходство между подпольным героем Достоевского и лирическим героем стихотворения Н. А. Некрасова «Застенчивость» (1855), однако к прозе Некрасова этот исследователь не обращалась.
В своем первом очерке «Петербургские углы» (1844) Некрасов создает образ самолюбивого Тростникова. Тип «подпольного человека» вырабатывается общими усилиями Достоевского и Некрасова в их раннем коллективном рассказе (автором был также Д. В. Григорович) «Как опасно предаваться честолюбивым снам», который был опубликован в альманахе «Первое апреля» в 1848 г. Именно здесь появляется предшественник Голядкина: мелкий чиновник, который сначала видит сон о своем восхождении по социальной лестнице, а потом публично унижен в глазах начальника, что он болезненно переживает. В повести «Каменное сердце» (1855–1856) Некрасов создает образ писателя-парадоксалиста Глажиевского, показывает его внутреннюю противоречивость с помощью метафор. Сюжетные и стилистические аналогии «Каменного сердца» с «Двойником» доказывают, что Некрасов создает обобщенный образ писателя, принадлежащего к петербургскому типу. В повестях «Женитьба Атуева» (1869), «Рассказ вдовы» (1869) Полонский также создает образ, близкий к подпольному герою.