XLVI Международная филологическая научная конференция

Женские образы в кинотворчестве Киллиана Мёрфи

Виктория Дмитриевна Данилова
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кинозал
2017-03-20
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Репрезентации женственности, трансгендер, гендерная идентичность, квир-теория, кинематограф. 

Тезисы

Британский актер Киллиан Мёрфи (Cillian Murphy) славится успешными воплощениями сложных противоречивых образов в кино, будь то киллер-психопат в остросюжетном триллере «Ночной рейс» («Red eye», 2005 г.) или обыватель, выживающий в мире зомби-апокалипсиса в ленте «28 дней спустя» («28 Days Later», 2002 г.). В фильмографии Мёрфи выделяются два фильма, в которых он появляется в необычном амплуа, при работе над которыми актер примерил на себя женскую одежду. Это киноленты «Завтрак на Плутоне» («Breakfast On Pluto», 2005 г.) и «Пикок» («Peacock», 2010 г.). В «Завтраке на Плутоне» актер предстает в образе экстравагантного трансгендера Патрика (Патриции) «Киттен» Брейден. «Пикок» же раскрывает способность актера воплотить сразу два образа в одном теле: скромного служащего Джона Скилпа и его «компаньонку» Эмму Скилпа.
Героев обоих кинофильмов объединяет то, что они были травмированы в детстве, лишенные возможности гармоничного взаимодействия со своими матерями. Результатами этой травмы стали потеря гендерной идентичности у Патрика и расщепление личности у Джона; рождаются женские Альтер-эго мужчин: кокетливая, гипертрофировано женственная Патриция и властная, темная Эмма. Эмма, о существовании которой, герой поначалу не подозревает, появляется в ответ на потребность Джона защите и уходе, воплощает собой образ его властной матери. Она — автономная женская личность, чье бытие обусловлено особенностями расстройства героя.
Патриция же воплощает собой идеализированные представления Патрика о своей матери — «загадочной даме», это образ, сконструированный и созданный им в соответствии со стереотипными представлениями о женственности.
Рассматривая эти образы в поле квир-теории и интерсекциональной теории гендера, можно выявить особенности репрезентации женственности на киноэкране.